Третья
Московская
международная
конференция
 и 
выставка 



Главная

О конференции
Поддержка

Спонсорство

Пресс-центр



СПОНСОРЫ
Официальные спонсоры
Microsoft
eHouse
Информационные спонсоры
РИА Новости
Деловая Москва
Еженедельник «Бизнес для всех»
ИА Север Информ
Информационное агентство «Интегрум-Техно»
Московский Предприниматель
Ресурсный центр МП
Торгово-промышленные ведомости
Intelligent Enterprise
СК ПРЕСС
Бизнес-журнал
Финансы и кредит
SoftLine
Новости высоких технологий
Q-Мир
Информационное агентство «МФД - Инфоцентр»
Манифест
www.molnet.ru
www.textileclub.ru
Столичный стандарт
Public.Ru
www.neweco.ru
www.nisse.ru
Технологические спонсоры
Диалог Наука
Дом печати 'Столичный бизнес'
 
ПРЕСС-ЦЕНТР

Назад

1. Государственная и общественная поддержка по созданию единой информационной среды для предпринимателей

Егоров Евгений Владимирович,
министр Правительства Москвы,
руководитель департамента поддержки
и развития малого предпринимательства
http://www.dmp.mos.ru
http://www.mbm.ru
e-mail: dmp@econ.mos.ru
Тел. (495) 259-6910, 256-3021,256-3263

Цели и задачи информационного обеспечения предпринимательства. Государственная поддержка

Третья Московская международная конференция «Информационное обеспечение предпринимательства БИНФО-2002» - значимое для Москвы событие, которое дает возможность ее участникам обменяться теми мнениями, предложениями и решениями, которые возникли и определенным образом отработаны за год, и, безусловно, могут представлять интерес для всех заинтересованных в успешном развитии предпринимательства.

Я бы хотел сказать несколько слов о том, что на сегодняшний день делается властями в столице для решения проблем малого предпринимательства. Многие из вас, вероятно, знают о создании центров поддержки малого предпринимательства. Московский центр развития предпринимательства уже создан. В каждом из десяти центров, создаваемых в префектурах, малым предприятиям будут предоставляться все необходимые услуги.

Столичными властями разработана концепция и принято решение о возможности предоставления нежилых помещений для малого предпринимательства. В Москве, чтобы обеспечить предприятия малого бизнеса помещениями, требуется примерно 15 млн кв. метров. Строительство 6 млн кв. метров мы предполагаем завершить до 2005 года. Существует условно три составляющих в решении этой проблемы: создание в городе производственно-технологических зон, строительство крупных деловых центров и сдача в аренду помещений малым предприятиям непосредственно на территории округов. До конца года мы получим возможность выкупить первую производственно-технологическую зону для организации работы там. Правительство Москвы на решение всех этих проблем решило отдать 25% от тех затрат, которые необходимы на финансирование строительства и дострой этих площадей.

Говоря об информационном обслуживании, надо сказать о деловом портале  НДП "Альянс Медиа", который продолжает успешно развиваться и предоставляет огромное количество деловой информации нашим предпринимателям. В этом году, впервые в России, для предпринимателей мы вводим в строй специализированный центр интернет-технологий.

По многим позициям Москва опережает регионы в решениях проблем малого предпринимательства. Мы создаем информационные системы, ориентируя их, в основном, на предпринимательскую среду. Хотя государственным служащим и руководителям регионов информация нужна не меньше, чем предпринимателям. Если бы в свое время мы знали о реальных потребностях в нежилых помещениях для малого бизнеса, то эта проблема, которая сейчас так остро поставлена, могла бы быть решена гораздо раньше. Таким образом, информация нужна, прежде всего, для того, чтобы наши руководители оценили реальную обстановку, что же происходит на самом деле.

Сегодня важно знать, какие отрасли экономики насыщены, какие динамично развиваются, а какие медленно, и тогда правительство, департамент, наши структуры реально могли бы помочь именно той нише, тем отстающим, но необходимым городу и его жителям, направлениям. К сожалению, этой информации в четком виде мы не имеем.

Нам очень важно сегодня знать истинное количество малых предприятий и направления их деятельности. С уровня Правительства Москвы, без помощи наших низовых организаций, которые работают в управах, собрать всю эту информацию невозможно. Мы сегодня не знаем, сколько работающих малых предприятий в городе. Не зарегистрированных, а по-настоящему работающих. Это важно еще и потому, что сегодня Москва, да и не только Москва, а многие другие регионы увлечены строительством крупных структур, например супермаркетов. Встает вопрос: каково должно быть соотношение крупных и малых предприятий в каждом городе. Получить ответ на этот вопрос нужно как можно скорее, иначе все закончится монополией этих гигантов. Анализ должен определить те рамки, за которыми строительство этих крупных центров будет прекращено. Такую информацию надо дать руководству, чтобы оно могло принимать правильные решения и ограничивать, при необходимости, создание и строительство многочисленных комплексов.

Думаю, что сегодня очень важно определить, какая собственность и в каком объеме должна принадлежать малым предприятиям, общественным организациям, крупным предприятиям. Ведь, по существу, гармония отношений в обществе только на этом и строится. Представим себе, что вся собственность в руках олигархов или вся собственность в руках малых предприятий, и тогда что за государство мы будем иметь?

Еще раз хочу подчеркнуть, что информация нужна не только предпринимательским структурам, не только малым предприятиям и предпринимателям вообще, информация сегодня нужна и государственному аппарату. В свое время очень много говорили о создании ситуационных комнат, то есть о создании механизмов, которые позволили бы и в долгосрочном плане, и при чрезвычайных ситуациях находить оптимальные решения. Для того чтобы создать такую ситуационную комнату, надо изучить комплекс вопросов, связанных с экономикой города, с экономикой страны, надо исследовать влияние внешней среды на всю экономику в целом. Надо проанализировать положение с образованием и другими потенциалами страны. Есть ли эта информация? Готовы ли мы сегодня предложить создание такого механизма, таких ситуационных комнат? Давайте вспомним 1998 год. Если бы тогда существовали такие ситуационные комнаты, наверное, мы бы легче вышли из кризиса. Более того, если бы была такая комната, наверное, мы не допустили бы этого дефолта. Это очень важно, поэтому сегодня призываю вас взглянуть шире на эти проблемы, а не ограничиваться распространением готовых технологий и программных продуктов. Убежден, что направления развития информационных технологий нужно определять с позиции развития экономики в целом.

Городничий Игорь Владимирович,
президент НДП "АльянсМедиа"
http://www.allmedia.ru
e-mail: allmedia@allmedia.ru
тел. (495)925-7702

Состояние и перспективы информационной поддержки предпринимательства

В ходе подготовки конференции и выставке "БИНФО-2002" мы, учитывая мнение участников прошедших конференций, традиционно подготовили информационно-справочный обзор о состоянии информационного рынка и информационных решений для предпринимателей, имеющий в этом году более практическую направленность, и провели объемное социологическое исследование проблем информационной поддержки предпринимательства.

В исследовании приняли участие более 8000 респондентов из всех федеральных округов. Порядка 60% действуют в центрах субъектов Российской Федерации и 40% - в городах на их территориях. Около 50% респондентов представляют Москву.

В целом сегодня можно отметить следующие положительные тенденции:

·        Все больше предпринимателей начинают уделять внимание информационному обеспечению своей деятельности (сегодня, видимо, можно говорить об уверенности предпринимателей в стабилизации экономической ситуации в стране).

·        Рынок информационных технологий и ресурсов развивается достаточно стабильно.

·        Государство в большей степени начинает заниматься вопросами информационной поддержки граждан, в том числе предпринимателей:

-       развиваются программы "Электронная Россия", региональные программы поддержки предпринимательства, международные проекты;

-       намечаются пути диалога и взаимной координации действующих проектов и программ;

-       открыто поднят вопрос о доступе граждан к информационным ресурсам.

Сами предприниматели в течение прошедшего года, несмотря на то, что проблемы налогов и административных барьеров в их среде обсуждались более активно, на вопрос "Какое место в ряду других занимает проблема информационного обеспечения предпринимательства?", ответили:

-       "первостепенное" - 21%;

-       "одно из важнейших" - 64%.

В какой степени сегодня удовлетворен спрос предпринимателей на деловую информацию? Ответа "полностью" не дал никто из опрошенных. 23% считают, что спрос удовлетворяется наполовину. И вдвое больше респондентов считают, что удовлетворяется только небольшая часть запросов.

К сожалению, как и в прошлые годы, более 70% предпринимателей недовольны отсутствием кардинальных сдвигов для бизнеса в информационной сфере:

-       "да" - 23%;

-       "не полностью" - 58%;

-       "нет" - 14%.

По мнению предпринимателей, существует тесная зависимость между уровнем информационного обеспечения и перспективами развития бизнеса. Предприниматели, удовлетворенные информационным обеспечением своего предприятия, вдвое чаще рассчитывают на положительные итоги работы в 2002 году. Так, из тех, кто удовлетворен информационным обеспечением, считают, что ситуация к концу 2002 года "улучшится" – 64%; "ухудшится" – 7%. Из тех, кто не удовлетворен: "улучшится" – 33%; "ухудшится" – 20%.

В рамках "Концепции Государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации" определена необходимость решения проблемы информационного обеспечения. И некоторые сдвиги, как считает примерно каждый второй опрошенный (45%), наметились: растет число операторов рынка, активнее становится использование предпринимателями IT-технологий, структурируются информационные ресурсы, насыщеннее становятся официальные сайты, увеличивается количество предложение информационных ресурсов и услуг, информация становится более доступной, отмечаются позитивные перемены в участии государственных органов в процессах информационного обмена.

Однозначно даны ответы на вопросы "Возрастает ли влияние IT на ведение вашего бизнеса?":

-       87% - "да";

-       12% - "нет";

-       1% - "не знаю".

Общее количество пользователей интернета в России, наверное, смогут назвать представители Союза операторов Интернет. По разным источникам оценки расходятся: от 5 до 8 млн. У нас же значительно возросло общее количество ответов на вопрос прошлого года "Ваши источники доступа в интернет". Так, при возможности дать более чем один вариант ответа, проценты ответов, по сравнению с прошлым годом, составили:

-       работа, учеба – 83% против 79%;

-       из дома – 59% против 47%;

-       из интернет-центров – 8% против 6%;

-       стабильным остался ответ "от друзей, знакомых" - около 5%.

Имеется множество факторов, препятствующих выходу предпринимателей на рынок деловой информации. Одним из наиболее существенных является "информационная закрытость" самого рынка. Как и два года назад, каждый второй опрошенный указывает на имеющийся "вакуум" в представлениях о возможностях существующего информационного рынка, правилах его функционирования.

И это, несмотря на обилие различных мероприятий в сфере информационной поддержки. Если "БИНФО-2000" нам удалось провести, практически не пересекаясь с другими российскими и московскими мероприятиями, то в этом году уже невозможно найти свободный промежуток времени. При этом предприниматели жалуются на отсутствие информации. К сожалению, остается фактом высокая степень технократизма предлагаемых им решений.

Что в наибольшей степени мешает выходу предпринимателей на информационный рынок? Допускалось несколько вариантов ответов:

-       52% - плохо знают о существующих возможностях;

-       39% - нет нужных услуг;

-       32% - неактуальность данных;

-       32% - недостоверность данных.

Вторая по важности группа сдерживающих причин связана с отсутствием нужных услуг и необходимой информации. На отсутствие требующихся информационных услуг жалуются почти 40% опрошенных, то есть значительно больше, чем ранее. В 2000 году этот фактор вызывал беспокойство лишь у 14% респондентов. Существенно возросли претензии к таким качественным показателям информации, как актуальность (с 10% в 2000 году до 32% в 2002 году) и достоверность (с 18% до 32%).

На вопрос "Считаете ли Вы, что представленные в интернете для широкого доступа информационные ресурсы фактически являются СМИ, а их владельцы должны нести ответственность за публикуемую информацию" по сравнению с прошлым годом ответы распределились следующим образом:

-       "конечно да" - 86% против 79%

-       "к информации в интернете нельзя относиться серьезно" - 6% против 11%;

-       "не знаю" - 8% против 10%.

Уже начали встречаться предприниматели, не представляющие себе других возможностей поиска информации, кроме как в интернете.

Сравнение результатов опросов, проведенных в 2000 и 2002 годах, показывает, что преобладающая часть опрошенных (примерно каждый второй) указывает, как и ранее, на значительное превышение информационного спроса над предложением.

Примером информационной неудовлетворенности можно считать тему государственного заказа. Несмотря на то, что сегодня в стране нет практически ни одной крупной IT-компании, не занимающейся этой проблемой, в этой сфере нет ни полноценных информационных ресурсов, ни реально действующих технологических решений. Таким образом, мы опять возвращаемся к теме участия государства в информационной поддержке бизнеса.

При этом респонденты, которые указывают на преобладание информационного предложения над спросом, нередко дают пояснения, что существующее предложение носит преимущественно стихийный характер и часто не отвечает их потребностям. В частности, предпринимателям было предложено оценить некоторые существующие показатели деловой информации по схеме от 2 до 4 баллов.

Оценка некоторых показателей приведена ниже:

-       объем информации – 3,04 балла;

-       оперативность, доступность, достаточность - от 2,7 до 2,9 балла;

-       соответствие потребностям предпринимателей – от 2,6 до 2,9 балла.

Как видно, по мере перехода от объемов к практической значимости информации для предпринимателей оценки снижаются.

Таким образом, сегодня деловой информации становится количественно больше. Правда, не факт, что нужные сведения всегда будут доступны или окажутся достаточными в практическом плане, то есть будут стимулировать развитие бизнес-процессов. Поэтому предпринимателей больше волнуют не объемные, а, в первую очередь, качественные показатели деловой информации. В этой связи, наверное, уместно вернуться к рассмотрению вопроса, который был поднят в прошлом году: сертификация деловых информационных ресурсов (опыт Информрегистра).

Вышесказанное мной подтверждается тем, что подавляющее большинство опрошенных (90%) на первое место поставили достоверность получаемых сведений. Для 65% предпринимателей оказался немаловажен состав предоставляемых данных и услуг. Поскольку существующий рынок деловой информации обеспечивает соблюдение этих требований далеко не в полной мере, предпринимателям приходится использовать для получения требующейся информации неофициальные каналы. Всем известны базы данных МГТС, ГИБДД, МРП и т.д., предлагаемые на рынке нелегально. Как показал опрос, лишь каждый десятый никогда не испытывал нужды в этом. Более половины респондентов обращаются к неофициальным источникам либо регулярно (23%), либо достаточно часто (27%).

При этом предпринимателей тревожит, что каких-либо видимых качественных изменений в сфере информационного обеспечения бизнеса сегодня не наблюдается. Сравнение результатов опросов в 2000 и 2002 годах показывает, что, как и два года назад, практически никто не оценивает качество деловой информации на "отлично". Мало и тех, кто выставляет хорошие оценки – 10%. В лучшем случае преобладают ответы "удовлетворительно" - 61%, в худшем - "плохо" (23% - в 2000 году и 26% - в 2002 году).

Надежды на улучшение информационного обеспечения предприниматели все чаще связывают с новыми IT-технологиями. У многих респондентов (68%) существует твердое мнение, что интернет стимулирует предпринимательскую активность. В опросе, проведенном с помощью электронной почты весной 2002 года, предпринимателям задавался вопрос: "Помогает ли интернет малым предприятиям находить инвесторов для своих бизнес-проектов?" 7% ответили утвердительно, а 34% указали, что смогли частично удовлетворить имеющуюся инвестиционную потребность. В условиях колоссального дефицита финансовых ресурсов для развития малого бизнеса такой результат, несомненно, является успехом.

Количество пользователей интернет-ресурсов среди предпринимателей из года в год возрастает. В 2000 году 64% опрошенных указывали, что пользовались возможностями интернета. В 2001 году их число составляло около 70%, а в последнем опросе достигло отметки 84%.

Однако не все интернет-потребители из числа предпринимателей пока полностью удовлетворены общением с сетью. Уверенно заявили, что интернет-технологии помогают получать их предприятиям (организациям) реальные конкурентные преимущества на рынке, менее 40% опрошенных. Каждый второй (48%) находит в этом что-то для себя полезное. Но лишь в отдельных случаях. Остальные пока не ощутили конкретных практических выгод. Тем не менее, мало уже кто сомневается, что IT-услуги и технологии получат дальнейшее распространение в ближайшем будущем.

В верхней части рейтинга потребительских ожиданий, составляемого на основе ответов на вопрос, спрос на какую информацию будет относительно большим, оказалась коммерческая информация. В 2002 году увеличения спроса на сведения о товарах, услугах, адресную информацию ожидают более 70% опрошенных; в прошлые годы соответственно 68% в 2001 и 67% - в 2000 году. Эти данные отражают те услуги, которые фактически предлагает информационный рынок.

Обнадеживающим фактом можно считать намечающуюся тенденцию к возрастанию спроса на аналитическую информацию, маркетинговую информацию, растет интерес к статистическим данным. В 2000 году в статистической информации нуждались 27% опрошенных, в 2001 году – 31%, а в 2002 году - уже 39% предпринимателей. Также рост спроса респонденты предвидят в сфере консалтинга и аналитической информации. Как и в прошлые годы, предполагается, что устойчивым будет спрос на нормативно-правовую (63%) и официальную информацию (48%). Понятно, что бизнес заинтересован в понимании устанавливаемых "правил игры", а в необходимых случаях готов участвовать в подготовке благоприятных нормативных основ для своего дальнейшего развития.

По-прежнему дискуссионным остается вопрос о соотношении платных и бесплатных информационных ресурсов. Мнение предпринимателей склоняется в пользу бесплатной информации. Например, на бесплатной основе должен быть обеспечен доступ к аналитическим и статистическим данным министерств и ведомств, законодательным и нормативным документам по бухучету и налогообложению. При этом большинство опрошенных (71%) выступают категорически против практики коммерческого предоставления информационных ресурсов государственными органами. Аргументируя свою позицию, предприниматели подчеркивают, что государственная поддержка – это, прежде всего бесплатная информация, консалтинг и обучение, которые, в конечном счете, и должны обеспечить стабильное развитие предпринимательства. Поэтому, 87% опрошенных считают оправданными меры по активизации государственной поддержки развития информационного обеспечения предпринимательства. Открытие и расширение доступа к государственным информационным ресурсам и базам данных рассматривается предпринимателями в качестве одной из наиболее действенных мер, способных улучшить информационный бизнес-климат. 77% опрошенных, отвечая на вопрос о том, какие меры нужны для улучшения информационного обеспечения предпринимательства в России, поддержали принцип большей "информационной открытости" государства.

В числе первоочередных мер более 70% называют необходимость создания общероссийской системы деловой информации. Понятно, что подобная система не появится в одночасье. Поэтому предлагается обеспечить координацию существующих ресурсов. Так, примерно каждый второй респондент считает важным наладить взаимодействие структур и систем, обеспечивающих бизнес-информацией.

Но 55% опрошенных не только поддерживают требование об усилении координации, консолидации различных структур, но и считают этот процесс осуществимым. На специально поставленный вопрос 94% респондентов ответили, что считают возможной консолидацию вокруг идеи информационной культуры и предлагают активизировать работу по ее формированию в предпринимательской среде.

Информационное обеспечение бизнеса должно включать, по мнению каждого второго опрошенного, и большую информационную поддержку, в том числе через средства массовой информации, особенно на региональном уровне.

Как и в прошлом году, из ключевых проблем сферы информационной поддержки предпринимательства России, можно выделить две наиболее актуальных:

-       неэффективность и несбалансированность программ поддержки;

-       недоступность государственной информации.

Надеюсь, что, обсудив в рамках конференции мнения предпринимательского сообщества, мы сможем прийти к правильным решениям.

Кошкин Андрей Николаевич,
начальник отдела информационных технологий
департамента правительственной информации
Аппарата Правительства РФ
http://www.government.ru
e-mail: akosh@pressap.gov.ru
тел. (495)205-4420

О создании официального интернет-сайта Правительства РФ

В предыдущих выступлениях прозвучали некоторые моменты, связанные с ролью государства в вопросах информационного обеспечения бизнеса, в том числе в рамках реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия". Перед конференцией я специально посмотрел программу и насчитал 24 мероприятия, которые прямо или косвенно связаны с вопросами внедрения новых технологий в сферу экономики, в сферу бизнеса, то есть треть мероприятий фактически касается темы сегодняшнего обсуждения. Хотя, конечно же, я согласен с предыдущими выступающими, что проблема информационного обеспечения, как самостоятельного вида обеспечения бизнеса, действительно сложна и многомерна.

Информационное обеспечение важно как инструмент, как средство ведения собственно бизнеса и снижения его издержек. Главная ставка и главное ожидание от новых технологий - снижение издержек на бизнес, обеспечение устойчивого положения компаний в условиях острой конкуренции, в том числе в условиях глобального разделения труда на глобальных рынках. Но, как показывает практика, а мы очень внимательно смотрим на то, как внедряются информационные технологии в сферу экономики, в сферу бизнеса во всем мире и в России, эти ожидания в прошлом и позапрошлом годах не оправдались. Не произошло такого роста в сфере электронной коммерции, развитии платежных систем, который имел бы необходимый уровень доверия среди клиентов. Не сложился электронный покупатель, электронный клиент и это тоже факт.

Речь идет не о том, что это тупиковый путь, но очевидно, что должен произойти очень серьезный сдвиг в сфере культуры бизнеса, культуры потребления, культуры бизнес-взаимодействия, культуры взаимоотношений между компанией, которая предоставляет товары и услуги, и потребителем этих услуг. То есть впереди действительно очень серьезная работа. При этом очень важна роль традиционных офлайновых структур, в том числе торгово-промышленных палат. Люди должны привыкнуть к новым формам бизнес-взаимодействия. Значительная часть мероприятий федеральной целевой программы "Электронная Россия" как раз и предполагает постепенное становление этой инфраструктуры, поддержку становления процессов новой информационной бизнес-культуры. В этом как раз - одна из ключевых задач и ключевая роль правительства и государства в сфере вопросов, которые обсуждаются на данной конференции.

Второй момент более прагматичный. Я уже говорил о том, что прежде всего волнует бизнесмена, – снизить издержки на бизнес. Причем часть издержек, не только в России, но и во всем мире, связана с издержками на взаимодействие, и в том числе информационное, с органами власти. В принципе, если поставить задачу найти нормативную информацию, то, в общем-то, она доступна - это и электронные базы данных, это и интернет. Например, на сайте Правительства РФ есть все действующие акты, распоряжения, постановления. Они свободно предоставляются в онлайновом режиме. Пожалуйста, заходите и пользуйтесь ими. Мы оперативно размещаем информацию "день в день" по всем принятым решениям Правительства, причем большая часть решений касается как раз экономической сферы. Оперативная информация обо всем, что происходит в Белом доме, что говорит председатель Правительства, вице-премьер, отчеты о поездках, выступления, - весь этот огромный объем информации доступен на сайте. Мы анализировали структуру пользовательской аудитории. Примерно 45% - это представители бизнеса. Хотя, конечно, нельзя похвастаться посещаемостью такой, как, например, у тех же поисковых систем или крупных информационных сайтов.

Самое, как мне кажется, узкое место с точки зрения информационного обеспечения бизнеса в России - это информационный оборот, который возникает в процессе взаимодействия компании или бизнесмена с государственными органами власти. Вот здесь, как правило, ощущается острый дефицит информации. Информационный оборот затруднен, причем надо прямо признать, и это не секрет, что зачастую коррупционная рента формируется за счет того, что сознательно затрудняется процедура информационного взаимодействия тогда, когда человек хочет открыть свой бизнес, освоить новую сферу, получить лицензию, сертификат и прочее. Как раз этот участок, связанный в большой степени с предоставлением необходимой ведомственной информации, является самым проблемным. Зачастую большая часть издержек бизнеса формируется как раз там и, соответственно, возникает серьезное недовольство государственными органами власти и, в большей степени, органами местного самоуправления, потому что бизнес привязан к конкретной территории.

Этот вопрос очень серьезно рассматривается в правительстве. Президент РФ в своем Послании в этом году прямо поставил задачу определиться с перечнем информации, которая должна быть доступна гражданам и представителям бизнеса, и такой перечень должен быть утвержден законом. Могу проинформировать, что в Правительстве создана специальная рабочая группа, которая готовит такой законопроект. Вопрос, при всей кажущейся простоте его постановки, оказался на самом деле достаточно сложным. Мы посмотрели на его предысторию и нашли в Российской Федерации семь аналогичных законопроектов, которые готовились в разное время, но, к сожалению, ни один из них (кроме "О праве на доступ к информации") не дошел даже до первого чтения в Государственной Думе. Проблемы кроются и в устаревшем информационном законодательстве, которое есть сейчас в РФ, и в его противоречивости. Мы проанализировали опыт других стран, информационно и экономически продвинутых, и анализ показал, что такие законы есть, но эффективность их невелика. Поэтому сейчас мы опираемся на поддержку не только правительственных экспертов, но и экспертов из сферы бизнеса. И, я думаю, в ноябре этот законопроект будет внесен на рассмотрение в Правительство РФ. Во всяком случае, в декабре такой законопроект должен быть рассмотрен на заседании Правительства РФ во исполнение поручения Президента РФ.

Проблема доступа к информации - действительно узкое место в экономике. Если удастся выйти на новый уровень открытости, логичности, системности, то, конечно же, вести бизнес в России будет значительно легче. Мне представляется, что здесь не все зависит только от государства или органов местного самоуправления. Сформировать понятную, удобную и комфортную инфраструктуру информационного взаимодействия между органами власти и бизнесом можно только совместными усилиями. Ведь никто, кроме представителей бизнеса, не сможет правильно сформулировать эту задачу: какая именно информация нужна, в каком виде, с какой оперативностью обновления и т. д.

Есть еще один немаловажный аспект этой проблемы. Государство постоянно решает массу задач, особенно социального плана, и средства в первую очередь идут туда. У государства нет и никогда не будет лишних денег на информатизацию. Это надо понимать, тем более в такой сложный переходный период. Я думаю, что возможна проработка совместных проектов органами власти, обязанными по закону предоставлять соответствующую информацию в рамках установленных законом процедур, и теми компаниями, которые являются их постоянными клиентами. Тогда могут получиться современные решения, в том числе востребованы те решения, которые демонстрируются сегодня на этой выставке. Тогда будет обеспечено взаимное понимание и позитивное движение. А до тех пор мы будем удивляться продвинутости современных системных решений и фатальной неготовности их использовать как органами власти, так и, зачастую, бизнес-сообществом. Мне представляется, что все должны пройти путь осмысления проблемы и формулирования задачи, решения ее на каких-то практических примерах. Федеральные органы исполнительной власти в лице многих министерств, которые участвуют в реализации программы "Электронная Россия", готовы к сотрудничеству. Более того, я предлагаю вносить предложения в рабочую группу, которая готовит соответствующий законопроект, поскольку он очень важен для всех. От того, насколько корректно, правильно и адекватно потребностям бизнес-сообщества, которое является частью гражданского общества, будут сформулированы те самые перечни информации, которые в обязательном порядке должно предоставлять государство в лице своих органов, будет в целом зависеть успех этого закона и его результативность, а также эффективность вложенных в него сил.

На сайте Правительства РФ - http://government.ru - есть специальный интерактивный модуль, через который можно направить запрос в Правительство. Причем юридический статус этого электронного запроса точно такой же, как если бы вы написали в Правительство запрос на бумаге (на сайте есть об этом уведомление).

Каллина Надежда Афиногеновна
руководитель Департамента поддержки
малого предпринимательства
Министерства по антимонопольной политике
тел. (495) 207-6050; 207-2263

Проблемы и решения в системе поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне

Мне хотелось бы рассказать о том, какие проблемы стоят перед системой поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне.

Положительным примером могут служить программы для решения проблем малого предпринимательства, которые осуществляет Правительство Москвы. В рамках реализации закона о государственной поддержке предпринимательства мы стараемся добиться, чтобы такая активность была проявлена во всех субъектах РФ. Для этого имеется Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства со строкой в бюджете страны. Естественно, помощь небольшая, в проекте бюджета 2003 года заложено всего 100 млн рублей. Это очень небольшая сумма даже по сравнению с тем, что имеет Москва на поддержку малого предпринимательства. Но эта строка в бюджете имеет большое политическое значение. Субъекты РФ автоматически также закладывают в свой бюджет средства на поддержку. На практике многие губернаторы ориентируются на федеральный центр, оценивают, как федеральный центр относится к малому бизнесу. И поэтому в рамках Федеральной программы поддержки малого предпринимательства мы пытаемся на положительном опыте некоторых субъектов Российской Федерации, города Москвы включить те мероприятия, которые действительно будут помогать малому бизнесу.

Мы считаем, что главная задача государства – это создавать условия для того, чтобы малый бизнес развивался, для того, чтобы он мог бы получать необходимые кредиты и имущественную поддержку. Исходя из этого, строятся основные мероприятия государственной поддержки малого предпринимательства. В первую очередь, это совершенствование законодательства.

Сейчас идет очень активная работа над корректировкой ряда законов, в том числе Налогового кодекса. Я согласна с тем, что не всегда изменения, которые вносятся в Налоговый кодекс, решают первоочередные проблемы малого бизнеса. Сейчас остались неразрешенными вопросы в части налога на добавленную стоимость, в части критериев определяющих, кто может иметь право принимать упрощенную систему налогообложения, уплачивать налоги по принципу единого налога на вмененный доход. Работа в этом направлении ведется, и я считаю, что пример Москвы является весьма положительным в решении таких проблем.

Очень важное внимание уделяется и информационному обеспечению. Но здесь мы сталкиваемся с позицией ряда министерств, считающих, что информационной поддержкой малого бизнеса заниматься не стоит, что бизнес, в принципе, еще не готов получать информацию и платить деньги за нее. Хотя имеется ряд ярких положительных примеров, допустим, в Москве, в Нижнем Новгороде, в Самаре. Тематические выставки показывают, что этим заниматься нужно, и самой главной задачей со стороны государства должно быть именно информационное обеспечение малых предприятий. Нужна информация, где и как получить в аренду нежилые помещения, на каких условиях можно получить кредитование, микрофинансирование своего бизнеса, как и на каких условиях добиться участия в региональных, федеральных и международных выставках.

В рамках реализации мер государственной поддержки большое значение мы уделяем именно финансово-кредитной поддержке. В настоящее время по инициативе нашего министерства в ЦБ России создана специальная рабочая группа, которая приступит к разработке более упрощенного механизма получения кредитов. Сейчас малые предприятия получают кредиты в банке на общих условиях, как и все хозяйственные субъекты. Для малых предприятий это неприемлемые условия, особенно, для предпринимателей только начинающих свой бизнес. Естественно, банкам выгоднее работать с крупным капиталом, с крупным бизнесом. Оценить крупный инвестиционный проект и выдать кредит выгоднее, чем выдать, допустим, сто кредитов на ту же сумму. Есть ряд соглашений, которые мы начинаем реализовывать с международными организациями. Всемирный банк, скорее всего, примет решение о реализации проекта поддержки региональных банков, которые будут заниматься кредитованием малого бизнеса. Поэтому самую главную задачу государства я вижу в налаживании именно таких отношений.

На сегодняшний день далеко не во всех субъектах Российской Федерации есть специальные департаменты, которые занимаются вопросами поддержки малого предпринимательства. Из 89 субъектов только порядка 50 имеют специализированные инфраструктурные объединения и структуры поддержки предпринимательства. Важно, чтобы они были в каждом субъекте РФ. Я считаю, что бизнес будет развиваться сейчас именно в регионах. В Москве рынок развит и основные направления уже заняты.

Многие хозяйствующие субъекты организуют свой бизнес на территории РФ. Этому очень активно помогает Система ММЦ. Она продвигает продукцию фирм, устанавливает контакты между субъектами. Мы считаем, что если в каждом субъекте РФ к поддержке малого предпринимательства будут относиться столь же серьезно, как в Москве, то предпринимателям будет намного легче выстраивать свои отношения с бизнесом, допустим, в Самаре или на Чукотке.

Большое значение мы придаем такому направлению, как выставки и ярмарки. В настоящее время руководство РСПП в лице Аркадия Ивановича Вольского, руководство ТПП РФ в лице Евгения Максимовича Примакова и руководство нашего министерства в лице министра Ильи Артуровича Южанова, приняли решение объединить свои усилия и создать единую выставку "Дни малого и среднего бизнеса на ВВЦ". Она станет своеобразным отчетом о том, что может сделать бизнес для развития экономики. Мы должны показать государству, что вклад малого бизнеса в экономику России значителен и есть реальные результаты. По крайней мере, статистика, которая есть по отраслям строительства, сельского хозяйства, розничной торговле, показывает, что малый бизнес занимает ведущие позиции на данных рынках. Поэтому я считаю, что должна существовать именно государственная поддержка малого предпринимательства, и здесь мы должны объединить свои усилия, потому что ситуация сейчас сложная. Идет борьба по устранению правовых основ государственной поддержки предпринимательства, хотя и в послании Президента Федеральному собранию, и в решениях Госсовета записано, что развитие и поддержка малого предпринимательства в российской экономике – это основной приоритет развития экономики.

 

Емельянова Елена Львовна,
президент Международной Ассоциации
«Система межрегиональных маркетинговых центров»
http://www.marketcenter.ru
Тел. (495) 234-5373

Информационное обеспечение межрегионального делового сотрудничества

Для начала попытаюсь ответить на некоторые вопросы, прозвучавшие в предыдущих выступлениях. В частности, об обучении предпринимателей работе с интернет-ресурсами. Москва в этой области имеет положительный опыт. У нас работают бизнес-интернет-центры и открыт Центр интернет-технологий, о котором говорил Евгений Владимирович Егоров. Именно там предпринимателей обучают работать не только с данными о погоде, развлекательной информацией, расписаниями поездов, но именно с теми интернет-ресурсами, которые специально созданы для предпринимателей, в том числе и с помощью Правительства Москвы. Как мы знаем, основные пользователи интернета сосредоточены в Москве и в Санкт-Петербурге. А вот для региональных центров - это действительно серьезная проблема.

Что же касается развитости электронной коммерции (вернее ее неразвитости), то здесь есть достаточно простое объяснение. Мировая практика показывает, что электронный бизнес на самом деле имеет перспективу развития только тогда, когда уровень интернетизации населения переходит порог в 9-10%, а у нас он – около 3 %. И расширение аудитории - это проблема не только бизнес-сообщества, но и задача государства.

Далее мне хотелось бы поделиться некоторыми выводами, полученными из практической работы с предпринимателями, которые позволяют им снизить издержки по ведению бизнеса. Я не очень согласна с мнением, что у нас в России не существует товаропроводящей системы. Она есть, и называется система ММЦ. За годы существования система помогла продвинуть тысячи товаров из региона в регион. Система помогает предпринимателям и с помощью информации, и с помощью маркетинговых услуг снизить издержки на ведение бизнеса.

Наверное, я не открою Америку, если скажу, что Россия – это большая страна, в которой есть разные регионы, иногда сопоставимые с крупными государствами, и также удаленные друг от друга, как иные континенты. И, естественно, в процессе развития предпринимательства возникают проблемы, связанные с информационным обеспечением. В частности, такие насущные, как быстрое получение достоверной информации, как эффективное управление отдельными бизнес-единицами, как естественное стремление любого предпринимателя заявить о своей продукции потенциальным партнерам. В общем, задача эта не простая, и беда заключается в том, что сама индустрия экономической и коммерческой информации в нашей стране отстает не только от аналогов за рубежом, но и в развитии собственного рынка, к сожалению.

Нашим коллегам-маркетологам хорошо известно, на какие ухищрения пускаются специалисты для того, чтобы предоставить клиентам или своему руководству достоверную информацию. К сожалению, ни на информацию Госкомстата, ни на открытую корпоративную информацию в этом смысле нельзя положиться. И причины такого положения совершенно очевидны для всех, кто работает в этой области. Конечно Система ММЦ, которую я представляю, не претендует на то, чтобы решить эту проблему или даже подойти к рецептам решения. Но наша практика, та методика, те технологии, которые мы применяем, позволяют предпринимателям хотя бы уменьшить размеры бедствия.

Сейчас вообще невозможно говорить об информационном обеспечении бизнеса в отрыве от интернет-технологий. Однако, как было отмечено ранее, интернетизация населения еще не достигла того уровня, когда можно рассуждать о серьезном развитии электронной коммерции. Наша практика говорит о том, что еще очень долго мы должны будем сочетать предоставление информации в удаленном доступе с традиционными методами: печатной продукцией, средствами массовой информации, а также очным консультированием, которое также является информационным обслуживанием малого бизнеса. И не только потому, что действительно нет еще культуры использования интернета, недостаточен уровень электронизации, но и потому, что услуги, о которых мы говорим (продвижение продукции, нахождение бизнес-партнеров, создание совместных производств, налаживание производственной кооперации между регионами) – это штучный товар. Этого просто невозможно достигнуть при нашей инфраструктуре, отсутствии надежности, электронной подписи, и при многих других факторах, о которых уже говорили другие участники круглого стола. И нам надо отдавать себе отчет в том, что традиционные направления информационного обеспечения бизнеса обязательно должны развиваться наряду с интернет-технологиями.

Что касается ИТ-технологий в области информационного обеспечения межрегионального сотрудничества, то тут я должна сказать, что в настоящий момент мало кто в интернете выходит на полную самоокупаемость, пожалуй, даже никто. Существуют либо инвесторы, либо спонсоры, которые поддерживают информационные ресурсы. У нас тоже есть такой спонсор – это Правительство Москвы и, в частности, Департамент поддержки и развития малого предпринимательства, который предоставляет возможность вести корпоративный информационный портал.

Порталом пользуются не только участники Системы ММЦ, но и предприниматели, создающие собственные виртуальные офисы третьего уровня на нашем домене. Это, конечно, громадное подспорье в информационном обеспечении межрегионального сотрудничества. Мы начинали именно с доступа к базам данных, которые поддерживаются и сейчас, причем достаточно качественно, потому что они сформированы в процессе работы с клиентами и коммерческой деятельности самих центров. Сейчас в России работают уже 67 центров в крупных городах регионов.

Начиная с услуг доступа к информации, мы перешли к предоставлению услуг в области информационных технологий на основе аутсорсинга. Мы дали возможность тем, кому не по силам самостоятельно вести портал или даже страницу в интернете, создавать на базе нашего портала виртуальные офисы. Эти виртуальные офисы предоставляют большие технологические возможности малым и средним предприятиям. Они позволяют организовать электронный документооборот, пользоваться системой управления бизнес-проектами, создать свой собственный корпоративный веб-портал на домене третьего уровня, организовать маркетинговые опросы собственных клиентов, подписать своих пользователей на свои собственные рассылки и многое другое. Я думаю, что это нормальный поступательный путь, когда просто от информации система переходит к предоставлению информационно-технологических возможностей, и этот путь достаточно перспективен.

Что же касается цели третьей конференции БИНФО, то, мне кажется, нам надо еще обсудить наши системные усилия по привлечению большей аудитории. Правда, что стало больше корпоративных клиентов, что интерес к бизнес-ресурсам возрос по сравнению с развлекательными ресурсами. Но все равно, число читающих в интернете почти равно числу пишущих. И это положение следует преодолевать. Нам надо продумать систему наших совместных усилий по привлечению аудитории к нашим бизнес-ресурсам. И, конечно, нельзя забывать проблему, о которой уже говорили, - это установление неких бизнес-стандартов подачи информации, для того, чтобы избежать нареканий, которые сейчас справедливо предъявляют предприниматели.

Абрамов Юрий Константинович,
Заместитель генерального директора
Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса
http:// www.rasme.ru
e-mail: rasme@binec.ru
 Тел. (495) 229-3042, (495) 229-8196

Интеграция проектов информационной поддержки предпринимательства России

Одной из важных задач Федеральной программы поддержки малого предпринимательства на 2002-2003 гг. является повышение эффективности использования уже созданной инфраструктуры поддержки предпринимательства и существующих информационных систем. В частности, формирование общенациональной сети центров на базе действующих объектов инфраструктуры путем координации, интеграции и взаимодействия действующих информационных систем обеспечения малого предпринимательства".

Информационная сеть СИОРА Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса наряду с сетью Торгово-промышленной палаты РФ, системой Межрегиональных маркетинговых центров Московского фонда поддержки малого предпринимательства, Российским деловым порталом компании "Альянс Медиа" и региональной сетью Федерального фонда поддержки малого предпринимательства являются в настоящий момент ведущими сетями межрегионального обмена информацией для малого и среднего бизнеса и перспективной базой для проектов по информационной интеграции, включая перспективу формирования Общероссийской информационной сети.

Задача повышения эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем и, в частности, дальнейшего развития и расширения существующих сетей информационного обмена, обусловлена бурным ростом и совершенствованием сетевых информационных технологий и, прежде всего, сети интернет, что выдвигает к системе информационной поддержки предпринимательства ряд новых требований (например, внедрение новых инструментов и технологий информационной деятельности, противодействие дезинтеграционным процессам в сети и обеспечение ее эффективной технологической и информационной интеграции).

Информационная сеть СИОРА - одна из ведущих сетей межрегионального обмена информацией для малого и среднего бизнеса. Включающая более 50 региональных участников (в том числе 20 объединенных в интернет-сеть, из которых 10 являются региональными координаторами), сеть СИОРА в настоящий момент уже обеспечивает доступ предпринимателей к разнообразным ресурсам деловой информации, разбросанным по всей территории РФ.

Не случайно рядом Постановлений Правительства РФ в рамках комплекса мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий указывается на необходимость оказания методологического содействия реализации пилотного проекта по информационной поддержке малых предприятий, включая консалтинг, методическое обеспечение, банки данных, с использованием системы электронного информационного обмена сети региональных агентств поддержки малого предпринимательства СИОРА на базе глобальной сети интернет.

В 2001-2002 гг. состоялся ряд совещаний и обсуждений с участием представителей Министерства по антимонопольной политике (МАП), Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства и других организаций, оказывающих поддержку малому бизнесу, на которых высказывались мнения о необходимости продолжать работы по развитию программ информационной поддержки малого бизнеса на базе сети СИОРА и других организаций, обладающих информационными ресурсами для предпринимателей.

Стратегическая цель информационной интеграции состоит в формировании межрегиональной и в перспективе общероссийской информационной сети на базе действующих объектов инфраструктуры, путем координации, интеграции и взаимодействия действующих информационных систем обеспечения и поддержки малого и среднего предпринимательства.

Конкретные цели заключаются в обеспечении роста объема и качества информационных услуг, оказываемых предприятиям малого и среднего бизнеса (МСБ) и, в частности, предусматривают:

1.      Интеграцию информационных ресурсов по МСБ.

2.      Интенсификацию информационного обмена между организациями, оказывающими услуги и поддержку МСБ.

3.      Расширение видов оказываемых услуг по таким направлениям, как:

·        Маркетинг рынков, реклама и продвижение товаров и услуг малых предприятий.

·        Подбор клиентов и поставщиков.

·        Поиск новых технологий, возможностей модернизации оборудования и техпроцессов, поставщиков оборудования и технологий.

·        Международные связи и возможности по обучению и развитию трудовых резервов.

·        Возможности внутри регионального и международного кредитования малого предпринимательства.

4.      Разработка и внедрение новых информационных технологий в обслуживание МСБ, в частности создание виртуальных офисов.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих частных задач:

·        Создание информационных центров поддержки малого бизнеса на основе веб-технологий и на базе уже действующих агентств поддержки МСБ в регионах.

·        Создание межрегиональной системы дистрибуции товаров и услуг для МСБ.

·        Создание новых и объединение действующих информационных баз данных.

·        Создание виртуальных офисов для малых и средних предприятий.

·        Развитие центрального узла системы информационного обеспечения Общероссийской сети и расширение субсетей информационного обмена.

Ближайшими результатами такого рода деятельности могли бы стать следующие:

·        Создание на основе веб-технологий новых и укрепление уже созданных информационных центров поддержки малого и среднего бизнеса.

·        Расширение сетей информационного обмена с региональными фондами.

·        Создание межрегиональной системы дистрибуции товаров и услуг для МСБ.

·        Создание новых и объединение действующих информационных баз данных.

·        Создание полноценных виртуальных офисов для малых и средних предприятий.

·        Обеспечение выполнения сетью образовательных функций и функций повышения квалификаций для предпринимателей.

·        Интеграция информационных ресурсов по МСБ, создание единого каталога ресурсов.

·        Более эффективное продвижение информационных услуг, оказываемых предпринимателям.

·        Укрепление региональных узлов интегрированной сети, превращение их в полноценные региональные филиалы, способные выполнять агентские функции и работать по единому плану.

·        Обеспечение адекватного представления информации по российскому сектору МСБ для англоязычной аудитории интернета.

·        Создание основы для Общенациональной сети информационной поддержки МСБ с использованием технологий глобальной информационной сети интернет путем координации, интеграции и взаимодействия существующих информационных систем для обеспечения информационными услугами предприятий МСБ.

·        Создание основы для формирования под эгидой ТПП РФ мегапортала, продвигающего товары и услуги МСБ и для МСБ, обеспечивающего информационные потребности субъектов МСБ, внедрение на предприятиях МСБ новых информационных технологий бизнес-деятельности.

Представляется, что уже в 2002 г. наиболее активные и эффективно развивающиеся информационные сети для предпринимателей, а именно: Сервисная бизнес-сеть СИОРА Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса, сеть Торгово-промышленной палаты РФ, система Межрегиональных маркетинговых центров Московского фонда поддержки малого предпринимательства, Российский деловой портал "Альянс-медиа" и Региональная сеть Федерального фонда поддержки малого предпринимательства могли бы разработать и начать осуществление комплекса мер по интеграции информационных ресурсов для предпринимателей в рамках программы "Электронная Россия".

Говоров Леонид Владимирович,
Президент Московской ТПП
http://www.mtpp.org
e-mail: mtpp@mtpp.org
(495) 132-7419

Деятельность Московской торгово-промышленной палаты в сфере информационного обеспечения предпринимательства

Нет сомненья, что информационная поддержка предпринимательства одна из важных составляющих поддержки бизнеса в целом. Проблема информационной поддержки многогранна, связана с информационной поддержкой деятельности самого предприятия и вопросом открытости государственных информационных ресурсов. Хотелось бы коснуться информационной деятельности организаций, которые призваны содействовать развитию предпринимательства, развитию бизнеса, защите его интересов. К числу таких организаций относится и ТПП РФ. Я представляю Московскую ТПП, но задачи, которые решают все палаты, едины и определяются уставами и Законом о ТПП. Хотел бы обратить ваше внимание на вопросы подготовки кадров, в процессе которой рождается значительный информационный ресурс. Сегодня, понимая значимость этого информационного ресурса, вся система палат, в том числе и Московская ТПП, считает основной задачей информационную поддержку своих предпринимателей, членов и партнеров палаты. Многие на практике знают, что сегодня те формы, которые уже существуют и достаточно активно развиваются в последнее время, например справочные функции, специализированные базы данных, недостаточно отвечают потребностям предпринимателей. Информационная деятельность палат соответствующим образом организована, но нельзя сказать, что все обстоит благополучно и эта проблема полностью решена. Совершенствование информационного обеспечения возможно, поскольку инфраструктура, функции палаты, ее взаимодействия и связи достаточно точно соответствуют этой задаче. Какие формы могли бы способствовать развитию такой целевой и адресной поддержке предпринимательства?

В первую очередь – это взаимодействие с членами палат и их партнерами. Сегодня членство у нас добровольное, и нельзя сказать, что палаты охватывают значительную часть предпринимательства России или Москвы. Но с точки зрения партнерских связей, это очень серьезная доля рынка, и важная часть работающих на рынке предприятий.

Во-вторых, практически все палаты, и Московская в том числе, ведут очень активную деятельность во внешнеэкономической сфере. Достаточно сказать, что 17 комитетов Московской ТПП осуществляют практическую работу с зарубежными странами. Это значительный охват Европы, Юго-восточной Азии, Южной Америки и т.д. В этой сфере также имеется большой информационный ресурс, связанный с деятельностью московских предприятий и предприятий регионов, которые с нами сотрудничают.

Московская ТПП ведет информационную работу по профессиональной деятельности предпринимателя. Членство в ней разделено на профессиональные гильдии, их тоже несколько десятков. Мы стараемся строить работу адресно, с учетом тех профессиональных, профильных интересов, которые представляют эти группы. Палата имеет очень серьезные контакты с целым рядом союзов, ассоциаций не только регионального масштаба, но и России, тесно взаимодействует с системой палат, особенно с палатами Центрального региона – а это 18 областей.

Палата имеет тесные связи с системами зарубежных палат. И здесь также заложен большой информационный ресурс. Сегодня мы говорим о развитии информационных систем и информационного обеспечения в целом, но в действительности деятельность организаций, которые занимаются этой работой, еще недостаточно системно увязана. Наверное, основной задачей сегодня является интеграция информационных ресурсов. За примерами далеко ходить не надо. В Москве существует развитая информационная система поддержки малого предпринимательства. Ведется работа по созданию информационного обеспечения в Московской ТПП, Союзе палат Центрального региона, и порой мы занимаемся одним и тем же. Интеграция наших возможностей, ликвидация дублирования, повышение достоверности информации – это основная задача, которую следует решить. Можно создать простую навигацию по системе, проводить адресные целевые ссылки, чтобы предприниматель мог кратчайшим путем получить необходимую информацию.

Очень важно, чтобы системы информационной поддержки оказывали содействие в продвижении товаров и услуг предпринимателей. Если задача справочного обеспечения, вообщем-то решена (я сейчас не говорю о достоверности и актуальности информации), то продвижение товаров и услуг в виде серьезной системы – задача, которой, на мой взгляд, нужно заниматься в первую очередь. Вероятно, ее развитие будет связано с информационной системой поддержки малого предпринимательства, которая имеется в Москве. Система будет выведена на региональный уровень. В систему будут подключены все ресурсы, которые связаны с информацией от наших зарубежных партнеров. Возможная реализация таких систем представлена на нашем выставочном стенде и будет рассмотрена в последующих выступлениях.

Задача продвижения продукции должна быть увязана с вопросами инвестиционно-инновационной политики. Правительством Москвы принята концепция и программа инновационной деятельности малых предприятий. Привлечение инвестиций и стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности, по крайней мере, в той системе, которую мы реализуем, займет одно из ключевых мест в разделе по продвижению товаров и услуг этой программы. Эта задача уже решается, можно заходить на сайты, получать необходимую информацию.

Один из важных аспектов – это получение достоверной государственной и городской информации. В первую очередь – это информация от имущественного комплекса города. Пока Московская ТПП не имеет такой информации (она закрыта и постоянно меняется), хотя это очень существенный аспект развития предпринимательства. Затрагивался также вопрос о городском заказе, конкурсах и тендерах. Есть большие подвижки в этом направлении. Опираясь на распоряжения Правительства Москвы, Московская ТПП постарается сделать информацию об условиях их проведения конкурсов и тендеров более доступной, чем сейчас. Пока эта информация появляется поздно или в таких изданиях, которые не доходят до широкого круга предпринимателей.

В заключение хочу сказать, что очень важно, что эта конференция становится традиционной. Ведь те данные, которые были представлены И. В. Городничим, говорят не только о том, что наш информационный рынок еще слаб, они свидетельствуют, что отсутствует культура информационного общения и взаимодействия в нашем предпринимательском сообществе. Эту культуру информационного взаимодействия надо пропагандировать и внедрять. То, что в этом году тематика расширена, говорит о том, что и потребности, и культура такого общения (делового, информационного) повышается. Обратная связь с предпринимателями должна быть продолжена с тем, чтобы мы грамотно и по-деловому подходили к тому, что происходит, могли оценить и высказать свое мнение по дальнейшему развитию системы поддержки.

Антопольский Александр Борисович,
генеральный директор
НТЦ "Информрегистр"
e-
mail: antopol@inforeg.ru
тел.(495)160-9348

Государственная политика в области создания информационных ресурсов для предпринимателей

Основное направление государственной политики в области информатизации в настоящее время реализуется в рамках ФЦП "Электронная Россия".

Программа включает примерно 70 проектов, из которых проблемам доступа к информации государственного сектора, посвящены как минимум 15 проектов. Однако между собой эти проекты не увязаны. Так, проект "Концепция доступа к государственным информационным ресурсам" совершенно отделен от проекта, связанного с представлением информации органами власти в интернете. А он, в свою очередь, никак не связан с проектами, посвященными системам информационного обеспечения госзакупок, информационной системе о продукции, системе каталогов библиотек и архивов, которые также включены в программу "Электронная Россия". В результате вопрос, как выстраивается логика доступа к информационным ресурсам, создаваемым в рамках всех этих проектов, остается открытым.

Активно обсуждается правовое обеспечение доступа к государственным ресурсам. Во-первых, сейчас прорабатывается федеральный закон с примерным названием "О доступе граждан к информации о деятельности органов власти". Этот проект разрабатывается по указанию Президента законодательно определить перечень сведений, к которым должен быть обеспечен доступ граждан. Эта проблема также активно обсуждалась в течение ряда лет в рамках проекта закона "О праве на информацию". На данной конференции предлагается также версия еще одного закона "О доступе к информации для предпринимателей". С моей точки зрения, особые бизнес-потребности предпринимателей не являются основанием для предоставления эксклюзивного доступа к государственной информации.

На заседании Совета безопасности по этому вопросу были приняты две резолюции: одна о том, что нужно формировать перечень сведений, о котором говорил Президент РФ в своем Послании, вторая связана с тем, что необходимо разработать концепцию или рекомендации федеральным и региональным органам власти, как они должны обеспечивать доступ к государственным информационным ресурсам. Все эти подходы так или иначе отражены в программе "Электронная Россия" и некоторые уже опубликованы.

Самое главное - выстроить механизм, который заставлял бы органы власти опубликовывать или предоставлять доступ к имеющейся информации, в том числе предпринимателям, а также представителям науки, образования и т.д.

Сегодня такого механизма нет. Фактически реализация демократических конституционных норм доступа в рамках реальных процессов информационного производства в органах власти, государственных учреждениях отсутствует.

Один пример. В нескольких законах, в том числе и законе "Об информации и информатизации", есть норма, в которой говорится о запрете ограничения доступа к информации об использовании бюджетных средств и других государственных местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения. То есть вся информация о расходовании бюджетных средств, о состоянии экономики должна быть открыта. Так написано в законе. Но какая именно информация должна быть раскрываема и доступна, в каком режиме, платная или нет, кто должен отвечать за предоставление этой информации – все это требует детальной проработки. Но так как она не проводится, то и информация остается недоступной.

Сайты интернета, которые создали многие органы власти, ситуацию подтверждают. Большинство сайтов носят представительский, PR-характер. Что же касается содержательной информации о деятельности ведомства, то, кроме правовой, она практически отсутствует. Например, это финансовая и кадровая информация, информация о структуре и составе подведомственных организаций и их функциях, об ответственности должностных лиц.

В некоторых ведомствах наметилось улучшение ситуации. Например, вышла инструкция Госкомрыболовства, где с дотаточной полнотой определены категории информации, которая должна быть открыта.

Главная проблема состоит в том, чтобы органы власти, федерального и регионального, местного самоуправления и подведомственные им учреждения, работая с представителями соответствующего сектора экономики, сумели выработать согласованные решения по составу этой информации. Это трудный процесс, но на примере ряда секторов видно как он идет.

Например, в области картографической информации. Хорошо известно, какое давление оказывает общественность на раскрытие более детализированных карт. Хотя военные и другие силовые ведомства сопротивляются. Осталось принять политическое решение. Геоинформация, необходимая бизнесу – кадастровая, экологическая, дорожная, коммуникационная и другая, - есть в наличии, но она недоступна из-за консервативной политики правительства. В каждом информационном секторе надо смотреть конкретно, что должно быть открыто и доступно. Здесь позиция бизнес-сообщества очень важна.

По самым грубым оценкам, около 300 млрд страниц в год информации "крутится" в органах власти и говорить, что вся она нужна и должна быть доступна - это, конечно, не реалистично. Вычленение наиболее актуальных компонентов по разным критериям (по тематике, технологии прохождения, завершенности и т.п.) в разных секторах информации и есть, на наш взгляд, самая актуальная задача.

Если мы просмотрим все нормативные акты и увидим все общие определения о доступности информации по разным категориям (недра, метеорология, биржи), то о том, какая информация должна быть доступна, написано также в самом общем виде. Задача заключается в том, что применительно к каждому классу информации, наполнить понятие доступной информации конкретным содержанием. Это и должно быть основной работой по программе "Электронная Россия" в части доступа к информационным ресурсам.

Как выстраивать систему доступа к этой вычлененной информации в технологическом и организационном плане - вполне решаемая задача. В стране существуют десятки региональных и функциональных информационных государственных сетей (библиотечная сеть, архивная, статистическая, сеть органов НТИ, структуры ТПП, ФАПСИ, почтовые отделения, кадастровые службы), которые в той или иной степени могут и должны предоставлять доступ к информации. Но как это организовать и системно устроить, есть вопрос государственной политики.

Рыбаков Александр Михайлович,
руководитель Центра деловой
информации и консультаций ТПП РФ
http://www.tpprf.ru
e-mail: infocentrum@tpprf.ru
тел. (495) 929-0078, 929-0297

Об информационной деятельности в системе ТПП РФ

На сайте ТПП РФ, как и на многих других информационных сайтах, представлен новостной блок, где дана информация о том, что происходит в ТПП РФ (встречи, мероприятия и т.д.). Но в отличие от многих других сайтов, мы в этот же день размещаем подписанные соглашения, принятые резолюции или другие принятые решения. Поэтому все, кто имеет отношение к анализу оперативной информации, могут получить необходимую информацию.

Кроме того, мы размещаем информацию, которая, в первую очередь, необходима членам ТПП РФ, и всем, кто с ней работает. Представлены материалы об аккредитации зарубежных фирм при ТПП РФ, представлена деловая информации об арбитражных органах ТПП РФ, аффилированных структурах, таких как: ЦМТ, Экспоцентр, ведущих предприятиях, контрольным пакетом акций которых владеет палата. Размещается информация о внешнеэкономических связях, т. е. даются сообщения по всему спектру и объему направлений деятельности.

На этом ресурсе представлена общедоступная база данных российских предприятий, прежде всего, членов ТПП РФ. Она абсолютно достоверна, объективна и обновляется ежемесячно, хотя по объему пока невелика. Представлены и коммерческие предложения отечественных и зарубежных предприятий для бизнеса. Пока еще это небольшой ресурс, но содержит интересные предложения. Они делятся на обычные коммерческие предложения, связанные с продажей и приобретением продукции, работ, услуг, и на инвестиционные проекты. Размещаются требования к документации, которую мы хотели бы получить. В режиме индивидуальной работы заключаются договоры на информационное сопровождение тех или иных инвестиционных проектов. Работа сложная, ювелирная. Из пятидесяти с небольшим предложений, поступивших за последние два месяца, мы взяли только три, которые реально можно продвинуть на рынке.

На сайте представлены также виртуальные выставки. Одна – многофункциональная и две – отраслевые. Планируем организовать еще четыре выставки до конца года. Это довольно привлекательный для малого и среднего бизнеса сервис, поскольку участие в выставках стоит недорого.

Мы также используем наши ресурсы для обмена мнениями, проводим форумы. Форум одновременно является и консультационной площадкой. Готовим также и аналитические обзоры. Недавно мы подготовили обзор о деятельности торгово-промышленных палат по представлению и защите интересов бизнеса в России. Мы активно сотрудничаем со многими и открыты для сотрудничества с нашими коллегами, например, такими как РИА "Новости". Их новостная лента присутствует на нашем сайте. В обязанности Центра деловой информации входит перевод некоторых информационных материалов Торгово-промышленной палаты в электронную форму, но, к сожалению, мы пока не размещаем их у себя на сайте, а передаем в специализированные структуры, которые этим занимаются. Например, если компания "Гарант" специализируется на правовой информации, то мы недавно передали ей в электронном виде двухтомник документов ВТО и другие нормативные документы, которые нужны предпринимателям. Центр активно сотрудничает с агентством AK&M, проводит независимую экспертизу рейтинговых оценок по наиболее крупным, влиятельным предприятиям и компаниям на российском рынке, публикуемых затем в "Коммерсанте" и других изданиях. Недавно мы завершили эту сложную работу и надеемся, что скоро с этими материалами можно будет ознакомиться на сайте агентства AK&M.

Михалкин Игорь Васильевич,
директор Ре
сурсного центра
малого предпринимательства
http://www.rcsme.ru
е-mail: ivm@rcsme.ru
тел.(495) 253-2313

Ресурсный центр малого предпринимательства: актуальная информация о малом предпринимательстве

Информационная поддержка малого предпринимательства всегда была актуальна и необходима для развития бизнеса и принятия правильных, оптимальных управленческих решений. Это особенно актуально сегодня, когда каждое новое поколение техники, в частности, в сфере информационных технологий, предоставляет все более возрастающие возможности для любого предпринимателя.

Вместе с тем, мы сталкиваемся с отсутствием системности в работе структур поддержки бизнеса по продвижению новых технологических решений, в получении и использовании информации, а также в предоставлении более открытого и широкого доступа к информации малым и средним предприятиям. В России лишь 3% бизнесменов удовлетворены тем, как осуществляется информационная поддержка предпринимательства ("Проблемы теории и практики управления", №1, 2002, стр.123). Причем "плотность" информационной поддержки, которая определяется как результат совместных усилий соответствующих государственных и частных структур поддержки бизнеса по созданию условий и прямому информационному обеспечению предпринимателей, различна от региона к региону. Если мы возьмем центральную Россию – это один показатель. В более дальних регионах – он ниже. Однако очевидно, что малое предпринимательство развивается не в центре, а в регионах. И отсутствие системности как раз и проявляется в том, что наши усилия выйти из центра в регионы, выровнять ситуацию и получить больше заинтересованных и благодарных потребителей-клиентов пока не увенчались значительным успехом. Мы все заинтересованы в том, чтобы малое предпринимательство развивалось именно в регионах и помогало государству "вытаскивать" депрессивные территории из того состояния, в котором они оказались в связи с трудностями переходного экономического периода, либо по причинам неправильной, ошибочной политики. Но это уже другая тема.

Ресурсный центр малого предпринимательства является одним из специализированных структур информационно-аналитического обеспечения для российского сектора МСП. Это – самостоятельная независимая, некоммерческая организация, которая занимается проведением исследований, разработкой методик, сбором и распространением информации в области малого предпринимательства.

Ресурсный центр создан в 1997 году по итогам институционального проекта программы Европейского Союза Тасис SMERUS 9501 "Техническая помощь в создании Ресурсного центра малого предпринимательства". Хотя идея создания такого центра вырабатывалась российской стороной, однако реализация стала возможной благодаря помощи международного сообщества, которое накопило богатый опыт поддержки предпринимательства, необходимого России. Мы благодарны программе Тасис, которая позволила реализовать проект, в котором была исключительная заинтересованность с российской стороны.

Ключевыми задачами Ресурсного центра являются:

-       информационно-аналитическое обеспечение структур поддержки предпринимательства и предпринимателей;

-       проведение исследований и выпуск публикаций по проблемам предпринимательства;

-       предоставление имеющейся информации по развитию малого предпринимательства через сервер Ресурсного центра (http://www.rcsme.ru)

-       сотрудничество с заинтересованными российскими, международными и зарубежными партнерами, направленное на развитие малого предпринимательства.

В настоящее время созданы и действуют много различных и полезных структур, которые занимаются поддержкой предпринимательства. Однако Ресурсный центр нашел свое место на этом достаточно широком (по клиентам) и одновременно узком (по возможности получения финансовой помощи на поддержку собственных проектов) рынке. Он сумел выстроить не разрушающую конкуренцию, а взаимовыгодное сотрудничество, что принесло и приносит малым предприятиям больше пользы. Деятельность Ресурсного центра направлена на обеспечение, главным образом, структур поддержки малого предпринимательства, а именно – через поиск информации, исследования в этой сфере, анализ, распространение этой информации, предоставить возможность правильно скорректировать как государственную политику (на федеральном, региональном уровнях), так и работу структур поддержки с конкретными предпринимателями. Безусловно, работы центра также интересны и для предпринимателей, но все-таки основная направленность – это исследования и мониторинг состояния сектора МСП в Российской Федерации, поиск лучшего зарубежного опыта по поддержке малых и средних предприятий, его адаптация и информирование о нем российских организаций.

Сегодня Ресурсный центр участвует в ряде международных и российских проектов, имеет положительные результаты, которые могут быть полезны всем тем, кто интересуется сектором МСП, как профессионально, так и с точки зрения своих конкретных деловых потребностей, бизнеса.

Одним из достижений Ресурсного центра последнего времени является выпуск первого Российского Обозрения малых и средних предприятий. Это примерный аналог того, что уже около десяти лет выпускает Европейский союз. В результате этой работы получена уникальная информация по состоянию сектора МСП, которая позволила изменить годами поддерживаемый миф о слабости малого предпринимательства в России, его ограниченном характере, стагнации и т.д. Мы благодарны МАП России, который поддержал этот проект и проводимые в его рамках глубокие исследования сектора.

Исследования Ресурсного центра показывают, что на сегодняшний день доля малого и среднего предпринимательства: для России составляет 90%, для Европейского союза – 99,8%. Доля МСП в общей занятости: для России - 45%, для ЕС – 65,8%. Доля МСП на рынке: для России - 40%, для ЕС – 56,7%. Важный вывод был сделан о том, что мы не можем говорить о стагнации сектора, поскольку динамика развития ПБОЮЛ, которые до настоящего времени не включались в статистическую информацию и были выведены за пределы сектора МСП, свидетельствует об обратном. Обозрение дает полную, выверенную картину (срез на конкретный год) состояния МСП, показатели развития которого как в масштабе страны, так и регионов, безусловно представляют практический интерес.

Таким образом, Ресурсный центр сейчас аккумулирует очень интересные и уникальные ресурсы, аналитику, что позволяет получить достаточно свежую информацию и использовать ее в интересах развития частного сектора, предпринимательства. Более тысячи различных аналитических материалов и исследований включено в базу данных Ресурсного центра (http://www.rcsme.ru).

Другим полезным для наших потребителей продуктом, который в настоящее время создается при поддержке Фонда Евразия, будет "Электронная библиотека по малому предпринимательству России". Это будет общедоступный ресурс в интернете, который начнет активно функционировать к концу года.

В чем ее уникальность? Во-первых, в том, что Библиотека создается в среде интернета с возможностью выбора по уникальному тематическому рубрикатору, по территориальному признаку (федеральный, межрегиональный, региональный и муниципальные уровни), а также по дате, популярности и т.д. Также будут предоставлены расширенные инструменты поиска. Во-вторых, предоставление информации организациям в регионах, которые имеют электронную почту, но не имеют доступа в интернет, будет возможно через электронную почту за счет адресной рассылки краткой или полной информации по новым текстам в Библиотеке. В-третьих, Ресурсный центр планирует выпуск Библиотеки на CD-ROM, который будет разослан по региональным организациям, не имеющим доступа к интернет.

 

Цель создания Электронной библиотеки по малому предпринимательству России состоит в предоставлении бесплатного и свободного доступа к полным текстам исследований, аналитическим материалам, практическим пособиям, региональным отчетам по развитию предпринимательства и реализации программ, любым другим материалам, имеющим отношение к развитию предпринимательства в России, в электронном виде.

Необходимость создания такого полезного “инструмента” для федерального и регионального потребителя, малых предприятий диктуется наличием, как на федеральном так и на региональном уровнях, большого количества материалов по развитию предпринимательства (исследований, пособий, аналитических материалов). Эти материалы содержат не только полезную аналитическую информацию, но также и накопленный опыт по различным темам развития предпринимательства и практические руководства для предпринимателей и структур поддержки.

В то же время, ситуация с доступом к готовым материалам позволяет утверждать, что они в основном доступны в Москве. Для региональных организаций и предпринимателей весьма проблематично получить к ним доступ и наоборот.

Кто может быть пользователем электронной библиотеки

·        организации федерального и регионального уровня, имеющие отношение к разработке политики и принятию решений по развитию предпринимательства в России (министерства и ведомства, управления и департаменты на региональном уровне, органы законодательной власти и т.п.);

·        организации инфраструктуры развития предпринимательства и непосредственно малые предприятия и предприниматели, учебные заведения и студенты, международные организации;

·        другие организации и физические лица, которые заинтересованы в информации (российские, страны СНГ и др. зарубежные страны).

 

 

Рубрикатор (13 позиций) предоставляет возможность интуитивно понятного и простого поиска необходимой информации, что будет доступно практически любому человеку: либо по смыслу, либо по предложенной тематической разбивке, которая, в частности, включает общие сведения о состоянии малого предпринимательства и государственной политики, инфраструктуры поддержки, основные вопросы создания, регулирования, контроля и ликвидации МП, административные барьеры, финансовые ресурсы.

В каждой из этих частей есть своя более детальная разбивка. Допустим, тема рубрикатора "Общие сведения о состоянии малого предпринимательства" включают историю, статистику, комплексные исследования зарубежных организаций и т.п.

База данных Библиотеки будет включать 5 типов документов (публикации, документы, законодательные акты, ссылки на ресурсы в интернет, CD-ROM). Предусматривается возможность внесения в будущем дополнительного раздела "Периодические издания". Для раздела "Региональное законодательство" был разработан собственный рубрикатор.

Как пример, можно представить слайд из Библиотеки, где дается информация по Каталогу учебно-методических материалов по экономике, менеджменту и предпринимательству, подготовленный Фондом поддержки и развития предпринимательских структур, а также Каталог информационных ресурсов для малого предпринимательства, подготовленный в свое время Ресурсным центром. Каталог был выпущен еще в 2001 г., позволяет бесплатно распечатывать всю имеющуюся в нем информацию, оценивать рейтинг популярности документа.

Для материалов, распространяемых только на коммерческой основе, будет предоставляться информация по условиям и месту приобретения. Но в основном мы работаем именно с теми программами и проектами, которые нам позволяют предоставлять информацию бесплатно.

В конце своего выступления хотелось бы отметить следующее. Возвращаясь к разговору о проблемах получения информации для малых предпринимателей, следует обратить внимание на проблему востребованности этой информации со стороны самих предпринимателей. К сожалению, она не высока. В то же время, основные потребители – государственные и некоммерческие организации, - не имеют возможности в достаточной мере финансировать необходимые исследования и информационную поддержку. Поэтому нам приходится обращаться за содействием к международным организациям.

Другая проблема - содержательность информации. Мы часто получаем недостаточную качественную информацию, приходится иногда дорабатывать и делать свои собственные исследования, с тем чтобы, например, сайт российского Ресурсного центра содержал правдивые, полные данные. Есть проблема и информационной открытости. Видимо, необходимо создание правового поля для решения таких проблем.

Необходимо вовлекать большее количество регионов в работу со структурами, оказывающими информационную поддержку, подумать, как объединить имеющиеся там местные ресурсы в интересах других регионов и страны, так, чтобы использовать все уникальные, сильные стороны любой региональной структуры поддержки МСП. На этой базе необходимо совершить новый по своей методологии и технологии прорыв в нашем стремлении привлечь предпринимателя, обеспечить его необходимой информацией и возможностью тесного взаимодействия с основными "операторами" сектора малого предпринимательства России. Ресурсный центр реализует свою стратегию именно в этом направлении.

Астахов Юрий Николаевич,
директор Территориального агентства
по развитию предпринимательства
ЮАО Москвы
http://www.infomos.ru
e-mail: starp@infomos.ru
(495) 275-5454, 275-5452

Информационное обеспечение по недвижимости и создание сети интернет-центров

Территориальное агентство по развитию предпринимательства Южного административного округа (ТАРП ЮАО), входит в общегородскую систему поддержки предпринимательства. Но в деятельности нашей организации есть одна отличительная черта – наша структура является хозрасчетной и зарабатывает на жизнь, продавая свои услуги предпринимателям, которые являются нашими клиентами.

В своем выступлении я хотел бы остановиться на тех аспектах нашей работы, которые представляют взаимный интерес, как для городских структур поддержки предпринимательства, так и для руководителей средних и малых предприятий, которые работают в области информационных технологий. Я сделал акцент именно на эту категорию предприятий потому, что в моем выступления заявлены две темы, которые, на наш взгляд, имеют самое важное значение для предпринимательской деятельности. Это вопросы недвижимости и информационного обеспечения.

24 сентября 2002 года на заседании Правительства Москвы был заслушан отчет Южного округа именно по этим двум направлениям. На сегодняшней конференции представители властных структур федерального и городского уровня говорят о тех задачах, которые им удалось реализовать, представители предприятий акцентируют внимание на том виде деятельности, который они осуществляют. От того насколько близки позиции той и другой стороны, наверное, будет зависеть конечный результат каждой из них. Если органы власти создадут условия для того, чтобы коммерческие предприятия работали и получали высокие результаты, то, как следствие, большая польза будет для всех.

Имущественная поддержка тесно связана с информационным обеспечением. В округе было проанализировано, какой слой предприятий малого бизнеса наименее обеспечен помещениями для ведения бизнеса. Мы пришли к выводу, что в самом худшем положении находятся именно те предприятия, которые работают в сфере высоких информационных технологий. Я не претендую на то, что эта картина одинакова во всех других административных округах, но мы получили четкие и конкретные цифры. В связи с этим была принята определенная стратегия имущественной поддержки. Было принято и поддержано Правительством Москвы решение о создании технопарка. Проект реализован за один календарный год – создан технопарк "Загорье". Данный пример интересен не только как факт решения этого вопроса в отдельно взятом округе. Он показателен тем, что этот подход к обеспечению предприятий, работающих в сфере информационных технологий и создание условий для ведения их бизнеса, можно применить и в других административных округах, в том числе, на объектах федеральной собственности, которые составляют почти 50% всех объектов недвижимости в Москве.

Например, предприятие, которое использует большой трафик интернета, не может разместиться в подвальном или полуподвальном помещении. Самостоятельно предприятие вряд ли сможет подвести, например, оптоволоконный канал к подобным помещениям. Вопрос обеспечения технической инфраструктуры намного легче решать на каких-то долевых началах или использовать уже готовые решения, как и было сделано при создании технопарка. Была создана внутренняя компьютерная сеть, решены все вопросы с обеспечением жизнедеятельности, и малым предприятиям осталось только вести свой бизнес.

В настоящее время активно ведется работа, с одной стороны, по созданию информационных ресурсов, которые, в конечном счете, должны найти своего потребителя, с другой стороны, есть необходимость в создании технических возможностей для того, чтобы появлялось как можно больше потребителей этих информационных ресурсов. На мой взгляд, нужно найти золотую середину - насколько нужно поддерживать создание информационных ресурсов, а насколько - создание условий для предприятий, работающих в этой сфере.

В технопарке одновременно размещаются 120 рабочих мест, на которых работают программисты, и это, в основном, молодежь. Таким образом, мы пришли к выводу, что выбор этого направления является правильным. Это направление достойно того, чтобы были созданы условия для его развития.

|

о конференции

|

поддержка

|

спонсорство

|

пресс-центр

|

пакет участника

|

ЦДП

|




2002 © НДП "Альянс Медиа", e-mail: binfo@allmedia.ru

Москва, Тверская 8    Тел.: 925-7702