О кончине персонального компьютера отраслевые гуру твердят уже несколько лет. Я смотрю на это немного иначе: персональный компьютер не умирает, а становится еще более персональным, до такой степени, что скоро его будут носить на себе – на одежде, в виде украшений, в обуви, в очках, в часах и даже на собственной коже.
Быстро развивающиеся носимые устройства начинают входить в мейнстрим, о чем можно судить по последней рекламной кампании Samsung, где Дик Трейси, Капитан Кирк и другие персонажи комиксов и научной фантастики представляют «умные» часы Galaxy Gear. О множестве уже доступных носимых устройств недавно рассказал в своем блоге мой коллега Джозеф Брэдли .
Не так давно я писал, как носимые устройства помогают развивать Всеобъемлющий Интернет, соединяя людей непредставимыми до сих пор способами и попутно меняя их образ жизни. А сегодня хочу заглянуть поглубже, рассмотрев возможные перспективы развития носимых устройств.
Прежде всего, можно заметить, что устройства с каждым днем становятся все меньше, быстрее, дешевле и мощнее. Если говорить о размерах, то вычислительные устройства уменьшаются в 100 раз каждые 10 лет. Сегодня в чипе музыкальной открытки, продающейся в любом магазинчике, больше вычислительной мощности, чем в компьютере «Эниак», который в 1956 году занимал целый зал. Смартфон в вашем кармане во много раз мощнее любого персонального компьютера десятилетней давности. А теперь все функции смартфона есть и в «умных» часах, с помощью которых можно звонить по телефону, заходить в Интернет, фотографировать и вообще делать практически все, что умеют смартфоны и планшеты.
Но даже эта миниатюризация меркнет перед теми возможностями, которые открываются при подключении к облаку. Один из потрясающих примеров –электронный переводчик Sigmo, который прикалывается к рубашке или носится на запястье. При подключении к облаку этот приборчик стоимостью около 50 долларов способен в реальном времени выполнять устный перевод с 25 языков. Спрос на эти устройства таков, что Sigmo, поставившая себе цель собрать на краудфандинговом сайте Indiegogo.com 15 тысяч долларов, заработала почти четверть миллиона.
Сегодня при словах «носимые устройства» мы, в основном, представляем себе приборы персонального мониторинга типа Fitbit или Nike+FuelBand, которые замеряют пульс, артериальное давление, интенсивность физических упражнений или ритмы сна. Теперь они развиваются в направлении большей персонализации, и не только для пользы владельца. «Электронные татуировки» на коже будущих матерей смогут измерить пульс и снять энцефалограмму плода, определить приближение схваток и даже послать сигнал врачу, когда придет время отправляться в роддом.
Сама по себе концепция носимых предметов не нова. Тысячелетиями люди украшали себя серьгами, ожерельями и прочими украшениями, сообщая таким образом окружающим, кто они, чем занимаются и откуда родом. Сегодня эти предметы просто стали более функциональными и информативными. Следующим шагом станут устройства «внутреннего ношения», т.е. датчики, глотаемые или вживляемые под кожу. Так, если проглотить умную таблетку Proteus smart pill, то она пошлет врачам или родственникам текстовое сообщение, подтверждающее принятие лекарства. Завтра такие устройства смогут передавать непосредственное изображение пищеварительного тракта, что немало поможет диагностике и уменьшит необходимость применения хирургических и других инвазивных процедур.
Я даже могу представить себе день, когда носимые устройства станут сменными. Сегодня для лечения поврежденного глаза применяется трансплантация роговицы, а завтра это может быть искусственный глаз с переменным фокусом, инфракрасными датчиками и ночным видением. Протезы, заменяющие ампутированные конечности, станут более мощными и гибкими, чем их органические «оригиналы».
Все это станет возможным благодаря Всеобъемлющему Интернету, который свяжет скоростными соединениями людей, процессы, данные и предметы. Приведенные примеры – только начало. Развиваясь, приборы становятся меньше, дешевле и мощнее, и когда в следующем десятилетии число соединенных между собой объектов достигнет 50 миллиардов, реальные возможности могут далеко шагнуть за границы того, что мы можем представить сегодня.