02-06-2004 31 мая: состоялся круглый стол "Бизнес и пресса"
31 мая 2004 года в VIP-зале Центрального дома предпринимателя собрались более 60 представителей прессы (деловых журналов и газет), общественных организаций предпринимателей и журналистов, сотрудников аналитических и исследовательских организаций. Открывая круглый стол, генеральный директор НДП «Альянс–Медиа» Марк Аранович обозначил актуальность формирования единого информационного поля для представителей малого бизнеса, эффективная работа на котором будет являться важнейшим критерием делового успеха конкретного предпринимателя. На круглом столе были обсуждена роль СМИ в преобразовании ассоциаций, союзов предпринимателей в саморегулируемые организации. Ольга Карабанова, директор Института развития прессы, отметила важность изменения стратегии деятельности саморегулируемых организаций как во взаимодействии со СМИ, так и с бизнесом. Особо была рассмотрена тема роли СМИ в становлении социального партнерства бизнеса и общества, а также поднят вопрос финансовой независимости изданий на рынке прессы. Большинство участников отметили важность вопроса коммерциализации российских деловых СМИ, их самоорганизации на базе рыночных отношений. По словам директора компании PRIMANN Александра Самсонова, современные тенденции рынка прессы сегодня можно свести к трем понятиям: укрупнение, концентрация, интеграция. Управление такой сложной отраслью, как СМИ, невозможно без описания объекта управления. Андрей Колесников, ответственный секретарь форума, отметил отсутствие внятной классификации печатных СМИ и, в частности, деловых СМИ. Многие начинали создавать систему классификации СМИ, но от многомерных систем описания скатывались к плоскостному видению, определяемому узостью отраслевого интереса. На форуме будет представлена новая система классификации деловых СМИ и информационно-аналитический каталог на ее основе. У некоторых деловых изданий сегодня существуют трудности с получением кредитного финансирования и займов. Среди важных причин этой ситуации участниками круглого стола была названа невозможность контроля финансовых потоков. В связи с этим актуальным является вопрос проведения аудита деловых СМИ. Обозначена важная группа проблем, касающаяся взаимоотношений издателей и распространителей печатной продукции. Так председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александр Оськин обозначил актуальную тему, связанную с ценообразованием. В России по-прежнему действует система, при которой издатель продает свой продукт распространителю, а не выплачивает ему комиссионные, как в Европе. Исходя из этого, цена на некоторые журналы и газеты достигает 300% начальной стоимости. Решение этой задачи, по мнению Александра Оськина, будет среди важнейших в деятельности саморегулируемых организаций печатных СМИ. Многие из участников отмечали важность рассмотрения отдельных аспектов деятельности деловых изданий, в частности, работу с персоналом. Президент Московской ассоциации предпринимателей (МАП) Андрей Поденок отметил высокий профессиональный уровень «деловых» журналистов, которые потенциально могут оказать значительную помощь отдельным малым предприятиям, через освещение их деятельности в прессе. Андрей Поденок подчеркнул, что малый бизнес по сравнению с крупным гораздо «больше читает», в том числе и деловую литературу, и некоторые предприниматели даже приобрели привычку решать свои насущные проблемы через те, или иные СМИ, используя прессу как инструмент давления на власть. Наряду с этим в обществе присутствует недоверие к прессе. Только 20% россиян, по словам главного редактора Центра исследований СМИ «СРЕDA» Алексея Панкина, доверяют журналам и газетам. Директор Межрегионального агентства информации «Вся Россия» Сергей Калмыков, отметил актуальность выхода региональных деловых изданий на новые рынки распространения. По мнению секретаря Союза журналистов Подмосковья Натальи Чернышевой, одним из эффективных инструментов в сопутствующей этому выходу конкурентной борьбе может служить механизм создания деловых изданий по специально разработанным бизнес-моделям.