«Мы помогаем населению», «Помогаем деньгами», «Когда банки не дают – мы всегда приходим вам на помощь». Подобные лозунги и высказывания сейчас можно услышать практически на каждом углу. Настолько популярной стала тема микрофинансирования - небольшие до 30 тыс.руб. займы без залога гражданам на короткий срок под 1-2 процента в день. Попробуем разобраться: насколько выгодно занимать деньги в подобных организациях обыкновенному человеку... А если это малый и средний бизнес, кредитование сможет оказать ему реальную поддержку?
В современной России среднестатистический работающий гражданин, пользующийся общественным транспортом и посещающий продуктовые дискаунтеры, особенно во время акций на товары первой необходимости, получает и даже иногда без задержек заработную плату на уровне 10-20 тыс.руб. в месяц. И это не секрет для каждого, кто владеет важной информацией о том, сколько стоит проезд в автобусе или троллейбусе.
Микрофинансовые организации (МФО) изначально имеют благие цели и намерения – они призваны помогать людям в решении их финансовых проблем. МФО в первую очередь нужны тем, кто, как правило, не может получить кредит в банке по причине «плохой» кредитной истории, испытывает временные затруднения с наличными деньгами и кому необходимы небольшие суммы на короткий срок без залога и поручительства.
Также к услугам микрофинансовых организаций прибегают и юридические лица, которым необходим кредит для ООО. К данной категории клиентов относится бизнес с оборотом до 60 млн. рублей в год. В МФО подобного рода юрлицам гораздо проще получить необходимое финансирование, нежели в том случае, если бы они обратились в банк. В микрофинансовой организации более быстрая процедура рассмотрения заявки на займ, лояльное отношение к оценке бизнеса заемщика, да и в целом гораздо меньше формальностей. Таким образом, клиент – юридическое лицо за более высокую стоимость получает в МФО более качественную услугу.
Суть работы МФО хорошо прослеживается на следующем примере. Фирме А в связи с открытием нового направления нужны деньги на стартап в объеме 2 млн. руб. Поиски источника финансирования привели компанию в микрофинансовую организацию, которая специализируется на кредитовании малого и среднего бизнеса, и в 7 случаях из 10 выдает кредиты для обществ с ограниченной ответственностью. Под данный бизнес–проект, МФО готово предложить базовую кредитную программу, которая полностью удовлетворяет спрос со стороны потенциального заемщика с параметрами – сумма займа до 3 млн.руб., срок кредитования до 3 лет, процентная ставка от 40 до 60 процентов годовых.
Структура рынка микрофинасирования постепенно меняется и смещается в сторону кредитования малого и среднего бизнеса. Все больше появляется в ассортиментной линейке МФО продуктов, «заточенных» под выдачу кредитов для ООО. Наступивший 2014 год имеет все шансы стать годом «МФО лицом к малому и среднему бизнесу!».