Российская аудитория всемирной сети Интернет в 2003 г. выросла на 40%. При этом на конец года еженедельно в Сеть выходило 5% россиян старше 16 лет (на 1,5 млн больше, чем в конце 2002 г.), а раз в месяц Интернет посещает около 10% россиян. Эксперты аналитической компании J'son & Partners прогнозируют 35 - 40%-ный рост интернет-аудитории в 2004 г. - к концу года месячная российская аудитория Интернета должна достичь 15 млн человек. По оценке J'son & Partners, на конец 2003 г. российская интернет-аудитория насчитывала 11,6 млн пользователей в месяц и 5,9 млн пользователей в неделю. Количество абонентов коммутируемого доступа (услуги dialup или доступа в Интернет по телефонной линии) увеличилось на 800 000 человек, достигнув 3,2 млн пользователей в неделю. Этим видом доступа пользуется 55% недельной аудитории Рунета, однако при этом на них приходится только 40% веб-трафика, поскольку активность пользователей выделенного широкополосного доступа (по количеству просматриваемых за неделю веб-страниц) в 1,8 раза выше. Доля выделенного широкополосного доступа составляет 45% недельной аудитории (2,7 млн пользователей) и 60% веб-трафика. На своей ежегодной коллегии на прошлой неделе Минсвязи приводило чуть более высокие цифры (за счет использования другой методики подсчета). По данным министерства, в 2003 г. количество пользователей Интернета в России увеличилось примерно в полтора раза, достигнув 14 млн человек, а рост трафика Интернета за год превысил 180%. В министерстве ожидают экспоненциального роста числа пользователей в дальнейшем. С этим согласны и эксперты рынка. "Развитие Интернета в чем-то напоминает цепную реакцию в атомном реакторе, - говорит аналитик ИК "ФИНАМ" Олег Шенкер. - До тех пор, пока аудитория Интернета не достигает некой критической массы, эта "реакция" течет вяло. Однако после того, как пройден определенный рубеж и услуга становится по-настоящему массовой как по цене, так и по содержанию ресурсов, происходит настоящий бум рынка". J'son & Partners прогнозирует, что количество пользователей dialup увеличится в 2004 г. на миллион человек из-за того, что основной рост интернет-аудитории переместится в регионы. При этом доля выделенного доступа увеличится с нынешних 45% до 48% к концу года. Доля Москвы и Московской области в российской недельной интернет-аудитории, по данным на февраль 2004 г., оценивается в 37%, а Санкт-Петербурга с Ленинградской областью - 10%. Среди остальных регионов по количеству пользователей лидирует Свердловская и Новосибирская области, однако даже их доли не превышают 3% от всей российской интернет-аудитории. С точки зрения проникновения кроме Москвы и Санкт-Петербурга лидируют Томская и Новосибирская области, а также Приморский край с уровнем проникновения около 7 - 8%. Доля доступа по телефонным линиям связи в Москве составляет 36%, а в некоторых регионах доходит до 75% (в целом по России этот показатель составляет 55%, а в России за пределами Москвы и Санкт-Петербурга - 67%). При этом на рынке наблюдается достаточно высокая концентрация - более 50% рынка коммутируемого доступа контролируется 10 крупнейшими операторами, семь из которых - компании холдинга "Связьинвест". По количеству пользователей с компаниями "Связьинвеста" сопоставимы лишь общероссийский Golden Telecom, московский "МТУ-Интел" и петербургский "ВебПлас". В совокупности через свои компании холдинг "Связьинвест" контролирует около 28% российского рынка коммутируемого доступа (без учета Москвы и Санкт-Петербурга - 39%). По словам замгендиректора компании "МТУ-Интел" по коммерческой деятельности Николая Захарова, сегодня 20% московских квартир подключены к Интернету, при этом доля широкополосных подключений пока невелика - по выделенной линии подключено около 3,5% квартир. Однако, по его мнению, к концу 2005 г. может быть преодолен 10%-ный барьер. При этом, по данным "МТУ-Интел", сегодня в Москве 80% частных пользователей выходит в Интернет по коммутируемым линиям и лишь 20% - по выделенным. К концу года процент выделенных пользователей может увеличиться до 25%. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Ведомости"