13.04.2004Высокая квалификация и низкий доход сделают Россию значимым игроком на рынке ПО
В прошлом году экспорт российского ПО оценивался примерно в $475 млн. - это 60-процентный рост по сравнению с 2002 годом и девятикратный рост по сравнению с предыдущими пятью годами. Как пишет издание Business Week, продажи программного обеспечения, разработанного по модели аутсорсинга, вырастут с $15 млн в прошлом году до $25 млн в этом. Сейчас Boeing, Dell, Intel и Motorola являются лишь некоторыми из американских компаний, которые создали центры разработки в России, ещё множество дают здесь работу россиянам на контрактной основе. Российские программисты оффшорно разрабатывают ПО также и для таких крупных компаний, как Boeing, IBM и Microsoft. Но все же, российская индустрия аутсорсинга далека от индийской, экспорт которой по оценкам составляет $10 млрд. ежегодно. С другой стороны, другие страны с низкими доходами на душу населения, особенно Китай и Филипины, также пытаются войти в эту область. Программисты в Москве зарабатывают около $12 тыс. в год – больше, чем их коллеги в Индии, однако почти в 5 раз меньше среднего оклада программиста в США, по словам Алексиса Сухарева, президента софтверной компании Auriga. Сухарев говорит, что американская компания, разработки программ которой проводятся в России, получает экономию на уровне 40-60%. При жёсткой ценовой конкуренции основные преимущества российских разработчиков не в цене, а в высоком технологическом уровне квалификации и традиционного превосходства в научных областях, оставшегося ещё с советских времён. «При такой высокой кадровой “текучке” в Индии было сложно создать команду и сохранить её, - заявил Йоси Элаз (Yossi Elaz), вице-президент исследовательского центра компании Draeger Medical Systems, поставщика медицинского оборудования из штата Массачусетс, который недавно начал аусторсорсинг части своего ПО в компании Auriga. - В России люди остаются в компании, и они преданы ей». Несмотря на это, у индустрии в России есть свои проблемы. Большинство компаний-разработчиков состоят из 10-20 программистов, чего недостаточно для достижения какого-то международного профиля или получения достаточного количества средств для расширения. С другой стороны, маркетинг - это больше предмет неформальных контактов. В то время как индустрия явно нуждается в объединении, менеджерам не хватает опыта в области поглощений и слияний. По мнению многих специалистов, правительство тоже не делает всего, что может сделать. Разработчики приводят в пример Индию, где технопарки позволяют небольшим компаниям достигнуть экономии и объединиться. Об инвестиционном климате тоже пока говорить не приходится. «Что пока ещё не признано – так это надобность в благоприятно регулируемой среде», - сказал главный менеджер компании Motorola в России Сергей Козлов. Олег Бяхов, ответственный за ИТ-разработки министерства транспорта и связи настаивает, что всё меняется: «Всё больше и больше людей узнают, что оффшорное программирование - это источник ускоренного экономического роста». Возможно, но надежды российских программистов могут быть обмануты, пока такие разговоры не станут действиями.