13.04.2004 Москва: информационное обеспечение - важнейшая составляющая поддержки и развития малого предпринимательства
Cегодня на заседании Правительства Москвы рассматривался вопрос «О развитии системы информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы». Выступая с докладом, заместитель руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Москвы Анатолий Коротич отметил, что принятая четыре года назад концепция информатизации малого предпринимательства Москвы полностью реализована. Департаментом и организациями инфраструктуры поддержки малого бизнеса проведена значительная работа по созданию и развитию системы информационного обеспечения МП. В настоящее время в ее состав входят более 40 веб-ресурсов. По словам А. Коротича, с 2000 по 2003 год «предпринимательское ядро» - число активных пользователей – тех, кто обращаются к ресурсам хотя бы раз в неделю хотя бы в течение года - возросло с 6000 до 80000. Количество посещений различных информационных ресурсов возросло с 400 000 до 3 млн 200 тыс., т.е. в 8 раз. Как известно, отметил А. Коротич, российский Интернет за десять лет своего существования накопил 350 млн документов, из них примерно 2 млн документов содержится в базах данных системы информационного обеспечения малого бизнеса Москвы. По данным недавно проведенного опроса, 86% предпринимателей считают, что эти информационные ресурсы «значительно помогают» им в деятельности, а для 5% - «незначительно помогают. В целом возможностями электронных информационных ресурсов поддержки МП ежедневно пользуются более 20000 пользователей. Задачами развития системы информационного обеспечения МП Москвы А. Коротич назвал повышение эффективности доведения до потребителя содержания функционирующих информационных ресурсов; продвижение в сферу МП современных информационных технологий (баз знаний, методов электронной авторизации, интерактивных сервисов, беспроводных технологий обмена и т.д.); содействие практической информатизации бизнес-процессов субъектов МП; развитие информационно-аналитического обеспечения системы принятия решений в сфере господдержки и развития МП; обеспечение взаимной информационной открытости бизнеса и власти. Начальник Управления информатизации Москвы Сергей Митриков в своем выступлении отметил, что Управление, ознакомившись с результатами работы по информационной поддержке МП, «было приятно удивлено активностью и широтой работы по информатизации, которую проводит Департамент поддержки и развития малого предпринимательства». По его мнению, в развитии информационного обеспечения малого предпринимательства необходимо: уделить внимание систематизации имеющейся информации и интеграции ее с другими городскими информационными ресурсами, наладить предоставление информации по запросам потребителей, содействовать внедрению информационных технологий в повседневную деятельность МП, наладить консультирование при предоставлении информационных услуг, приблизить информационные услуги к предприятиям малого бизнеса. Выступая в прениях, депутат МГД Степан Орлов отметил, что в информационном обеспечении малого бизнеса Москвы «сделано очень много, и, наверное, это одна из немногих отраслей городского управления, где информационно-коммуникационные технологии применяются уже давно, а ДПРМП стал одним из пионеров применения ИКТ в своей сфере». Вместе с тем, в плане придания системности данной работе, которой еще не хватает, необходимо, считает С. Орлов, во-первых, создавать ресурсы, направленные на информирование предпринимателей и населения, во-вторых, развивать информационные ресурсы по управлению сферой малого бизнеса. Кроме того, надо создавать и развивать информационные ресурсы, через которые МП могут получать информацию и услуги от органов власти, а также создавать ресурсы, позволяющие более эффективно вести бизнес, в т.ч. с учетом возможностей электронной коммерции. Игорь Городничий, президент Московского центра развития предпринимательства, отметил, что информационная система поддержки малого предпринимательства Москвы развивается, прежде всего, в направлениях, необходимых и приоритетных для экономики города. Среди таких направлений он назвал инновационную деятельность, ремесленничество, жилищно-коммунальное хозяйство. Президент МЦРП заметил, что, например, портал «Малый бизнес в ЖКХ» - единственный ресурс такой направленности, который не имеет аналогов ни на уровне регионов, ни на федеральном уровне, и «таких примеров достаточно много». Более того, информационная система поддержки МП Москвы, сказал И. Городничий, создана и функционирует в условиях, когда на федеральном уровне по программам поддержки малого бизнеса практически ничего не создано, а по программе «Электронная Россия» только-только завершен конкурс по созданию информационного портала малого предпринимательства. Президент МЦРП отметил, что в отличие от приведенных примеров данная информационная система интегрирована в программу «Электронная Москва», что позволяет надеяться на ее успешное взаимодействие с другими информационными ресурсами в рамках городского портала. И. Городничий считает, что существует много проблем, как на городском, так и на федеральном уровне, которые ограничивают эффективность информационной поддержки предпринимательства. Это, прежде всего, вопросы системности и интеграции ресурсов. Поскольку малый бизнес присутствует во всех сферах экономики города, то, полагает И. Городничий, стоит задача формирования многоотраслевой, многоаспектной системы информационного обеспечения МП. В целом система информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы является мультифункциональной целевой информационной системой, обеспечивающей не только информационную поддержку предпринимателей, но и содействующей расширению межрегиональных и международных экономических связей Москвы и формирующей положительный имидж столицы среди наиболее экономически активных регионов, стран ближнего и дальнего зарубежья. Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Евгений Егоров отметил, что на сегодня представленная информационная система поддержки МП – это единственная в России информационная система, которая реально работает на пользу малого бизнеса столицы. В то же время она не делает различий среди предпринимателей-пользователей из столицы и регионов России. Такие ресурсы системы как портал Системы межрегиональных маркетинговых центров и портал Межрегионального центра промышленной субконтрактации и партнерства позволяют предпринимателям из всех регионов России и из-за рубежа найти деловых партнеров, осуществить маркетинг своей продукции, найти субподрядчиков. Е. Егоров согласился с прозвучавшими на заседании замечаниями, касающимися проблемы информированности предпринимателей о возможностях информационной системы и ее базах данных. В этом плане, считает он, главная проблема – это проблема доступа в Сеть, и наряду с существующим Общегородским центром интернет-технологий необходимо привлечь дополнительные ресурсы для создания мест доступа в Интернет в территориальных агентствах развития предпринимательства. Министр также согласился с тем, что 5 тыс. человек, обучающихся компьютерной грамотности в Московском фонде подготовки кадров, - это недостаточно и надо наладить более эффективную поточную систему подготовки таких специалистов. Среди задач развития информационного обеспечения МП Е. Егоров назвал интеграцию имеющихся ресурсов в общегородскую информационную систему, создание аналитической информационной системы, которая анализировала бы состояние МП в префектурах и на городском уровне. Также, считает Е. Егоров, чтобы привлечь внимание малых предприятий к существующей системе, «надо разбить поле предоставления информационных услуг на отдельные сферы, которые конкретизируют информацию». Завершая обсуждение данного вопроса, Мэр Москвы Юрий Лужков предложил проект постановления правительства по данному вопросу принять за основу. Он отметил, что предложения, вошедшие в проект постановления, «имеют смысл и сделаны достаточно грамотно, относятся к числу важнейших составляющих поддержки и развития малого предпринимательства». «Казалось бы, информационное обеспечение – это не непосредственная поддержка, как, например, налоговые льготы или предоставление помещений и другие виды льготирования. Но я считаю, информационное обеспечение важнейшим инструментом, который при разумном, основательном, широком использовании будет помогать малому бизнесу определяться во многих аспектах деятельности», - сказал Мэр Москвы. По его мнению, информационное обеспечение важно прежде всего с точки зрения поиска клиентов, партнеров по бизнесу, обеспечения МП оборудованием и материалами. Главным в развитии информационного обеспечения МП Ю.Лужков назвал «развитие в режиме системы», а не по отдельным сферам деятельности. «Для малого бизнеса должен формироваться общий информационный блок, блок интегрированный, блок многоаспектный, блок, погружаясь в который, малое предприятие сможет найти больше интереса, чем в собственных массивах информации», - заявил он. Другой важный вопрос - доступность информационных ресурсов, которые могут принести наибольшую пользу предпринимателям. Это, прежде всего, считает он, информация о нормах и правилах, правовых основах функционирования малого бизнеса в Москве. Еще один важнейший вопрос, по словам. Ю.Лужкова, - вопрос обучения специалистов работе с информационными массивами. В этом плане, считает он, важно иметь в виду, что специалистов, которые занимались бы на малом предприятии информационными технологиями, нет. Поэтому необходимо готовить «прикладников», - тех, кто работая по своему направлению, будет уметь обращаться и информационной системой и находить необходимую информацию. Предлагая принять за основу постановление по данному вопросу, Ю.Лужков в заключении еще раз отметил, что «это очень важный документ, и сегодня использование информационных технологий – по крайней мере, треть составляющей успеха малого предприятия, – это его возможность находить нужную информацию». |