16.06.2004Инвестиционным компаниям не интересен российский рынок IT
Темпы роста рынка лэптопов в России многократно превышают темпы роста рынка настольных компьютеров и всего российского рынка информационных технологий в целом. Второй год подряд активность рынка ноутбуков в нашей стране превышает все первоначальные прогнозы. Как говорит руководитель PR-отдела компании iRU Елена Медведева, изначально в 2003 году прогнозировался показатель роста в 40–45%, на самом же деле он, по разным оценкам, составил 65–75%. Было продано около трехсот тысяч ноутбуков. Однако, несмотря на высокие темпы роста, это пока лишь 8–8,5% от объема российского рынка вычислительных устройств, то есть от суммы продаж КПК, ноутбуков, настольных компьютеров и серверов. «Как видите, еще есть куда расти. Если сравнить по объему продаж российский рынок ноутбуков с мировым или рынками других стран, скажем с рынком Северной Америки, то он составит около 4% от суммарного объема рынка ноутбуков США и Канады. Однако мы уже обогнали ряд европейских государств, таких, как Австрия, Испания, Греция, Дания и другие государства Скандинавии, но до объема рынка Италии, Франции и Германии нам еще далеко. Так, годовой объем продаж ноутбуков в России равен объему квартальных продаж ноутбуков во Франции. Если же сравнивать российский рынок мобильных компьютеров по темпам роста, то он является одним из самых быстрорастущих рынков ноутбуков Европы и, что немаловажно, самым потенциально емким», – отмечает Елена Медведева. Если говорить о рынке российских производителей, то их доля в общемировом масштабе невелика. Как говорит руководитель PR-отдела iRU, «нам еще очень далеко до транснациональных брэндов, торгующих по всему миру. Но если сравнить наш объем производства с объемами производства локальных торговых марок европейских стран, стран Ближнего Востока и Африки, то мы уже можем собой гордиться – здесь наш объем вполне сопоставим». По мнению Елены Медведевой, одной из важнейших проблем российского рынка мобильных компьютеров является невозможность создания общенациональной потребительской торговой марки ноутбуков. Как объясняет Елена Медведева, российский рынок ноутбуков небольшой, а стоимость раскрутки торговой марки очень высока. Маркетинговой же фонд российских компьютерных компаний, как правило, сформирован за счет участия в программах компании Intel, то есть собственные инвестиции компаний в формировании узнаваемой торговой марки практически отсутствуют. «Обратите внимание, что только за некоторым исключением появляется реклама компьютеров без упоминания «intel inside», а это прямое указание на структуру затрат. При таком небольшом объеме рынка и соответственно продаж, фонда, который получают российские компании от сотрудничества с Intel, не хватит, чтобы построить общенациональный брэнд. Нужно привлекать инвестиции со стороны, а большинство российских инвестиционных компаний предпочитает недвижимость или, скажем, сырьевой сектор российской экономики», – говорит Елена Медведева. В возможностях России как серьезного производителя ноутбуков сомневается также менеджер по портативным компьютерам департамента информационных систем Samsung Electronics (Россия) Константин Исаакян. По его словам, если под производством подразумевать сборку компьютеров из импортируемых из Юго-Восточной Азии компонентов, то здесь Россия стремительно набирает темп. «И в скором времени мы узнаем об очередном новичке, который наряду с остальными "россиянами" вступит в ожесточенную борьбу за долю рынка. А вот завод по производству материнских плат, жестких дисков для портативных компьютеров и так далее – это, на мой взгляд, дело отдаленного будущего». Как говорит Константин Исаакян, российский рынок не имеет какой-то своей особой специфики, которая бы отличала его от мирового рынка. Россия не является законодателем мод на рынке информационных технологий, однако пристально следит за новинками и начинает стремительно их продвигать, едва ли не быстрее, чем другие страны. «Еще в прошлом году аналитики предрекали существенный рост рынка ноутбуков в 2004 году, и первый квартал текущего года по сравнению с таким же периодом прошлого года оправдал их прогнозы. В настоящее время, несмотря на заметное сезонное снижение активности продаж, основные взгляды вендоров устремлены во второе полугодие, где продукты IT-бизнеса традиционно более чем вдвое превосходят первое полугодие по объему продаж. По прогнозам ряда аналитических компаний, этот год почти вдвое превзойдет предыдущий и такой темп будет продолжаться вплоть до 2006 года», – полагает Константин Исаакян. По оценкам компании IRu, занявшей на российском рынке первое место по объему продаж в первом квартале 2004 года, в нынешнем году емкость российского рынка ноутбуков составит 450 тысяч устройств. Однако, как говорит Елена Медведева, может повториться ситуация двух предыдущих лет и объем продаж превысит прогнозы и перешагнет границу в полмиллиона штук. Уже сейчас можно сказать, что это вполне вероятно, потому как объем продаж первого квартала превысил 110 тысяч штук, а по практике предыдущих лет можно сказать, что этот объем продаж первого квартала может быть превышен в полтора раза уже в третьем квартале текущего года. ИА "Альянс Медиа" по материалам "Независимой газеты"