04.08.2004 Как повысить эффективность инновационного потенциала
Во вторник на очередном заседании правительства Москвы первым пунктом повестки дня стал вопрос "О городской целевой программе поддержки и развития малого предпринимательства в инновационной сфере на 2004-2006 годы". Основным докладчиком выступил министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Евгений Егоров. По оценкам Всемирной торговой организации, объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет сегодня 2,2-2,3 трлн долларов. А доля России в общем мировом объеме оценивается лишь в 0,3%, в то время как в Китае этот показатель составляет 6%, Японии – 30%, США – 36%. Основной акцент при реализации инновационной политики в развитых странах делается на малые инновационные предприятия. Причем предлагаемая ими продукция – это не глобальные новшества, а усовершенствованные виды конструкций, техники в самых различных отраслях жизни. В Москве сегодня из 200 тысяч малых предприятий только 40 тысяч работают в сфере производства и научных технологий, из них всего 2 тысячи относятся к инновационному бизнесу. Что же мешает сегодня развиваться малому инновационному предпринимательству? Прежде всего, это отсутствие производственных мощностей, оборудования и площадей при наличии спроса на инновационную продукцию. Мешает также недостаточное обеспечение финансами для продвижения продукции на рынок. В 2003 году в России зарегистрировано 23 тысячи патентов, из них 90% приходится на малый бизнес, но доля запущенных в серийное производство составляет только 3%. При этом вопреки общероссийским тенденциям уменьшения числа научных организаций, занятых исследованиями и разработками, сеть научных организаций города с 2000 года выросла на 11%, в Москве трудится треть всех научных работников страны. "Однако этот потенциал не всегда используется эффективно", - отметил министр. В частности, не сформирован рынок высокотехнологичной продукции, не создана система сопровождения проектов, начиная с экспертизы, финансовой поддержки на старте и до продвижения продукции на рынок. "Новый импульс решению этих задач должен придать принятый Московской городской Думой закон города Москвы "Об инновационной деятельности в городе Москве. В настоящее время поддержка малого инновационного бизнеса осуществляется в рамках городской и окружных комплексных программ развития и поддержки малого предпринимательства. "Опыт показывает, что результат оказывается эффективнее, когда поддерживают не весь инновационный бизнес в целом, а несколько наиболее продвинутых направлений". Технология реализации предлагаемой программы основывается на простом маркетинговом подходе выявления действительных потребностей в инновациях субъектов городского управления, промышленных предприятий, населения, поиске и отборе приемлемых научных решений, подготовке проектов по реализации таких решений. В ходе проведенных исследований были выявлены активные сферы формирования таких потребностей: энерго- и ресурсосбережение в ЖКХ, локальные и мобильные производственные установки, оздоровительные продукты питания, диагностические и тестовые системы, биотехнологии, приборы учета и мониторинга, новые материалы, лазерные технологии. "Практика показывает, что успешность проектов, имеющих сквозную экспертно-консультационную поддержку, возрастает в несколько раз, а время выхода на рынок и окупаемость сокращается с 5-7 до 2-3 лет". В представленной программе заложена технология системной поддержки, которая должна обеспечить возможность преодоления барьеров в инновационной деятельности для широкого круга субъектов малого предпринимательства. Программа состоит из 5 подпрограмм. Первая подпрограмма - нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение развития и поддержки субъектов малого предпринимательства. "Оно должно обеспечить возможность защиты интеллектуальной собственности при ее передаче по технологии логической цепочки, решить вопросы, связанные со всей нормативно-правовой базой, которая сегодня явно недостаточна для реализации инновационных программ в Москве". Например, отмена инвестиционной льготы по налогу на прибыль уравняла предпринимателей, которые тратят доходы на потребление и тех, кто тратит деньги на развитие. Подпрограмма финансовой поддержки обеспечит не только возможность финансовой поддержки инновационных проектов, но и позволит привлечь недостающие ресурсы. В рамках реализации программы будет профинансировано не менее 300 проектов, на каждый рубль предполагается привлечь не менее трех рублей из других источников. Важное значение также имеет лизинг оборудования. Масштабного лизинга в России по-прежнему нет, считает он. "Сегодня есть необходимость создания на государственном уровне государственной лизинговой компании в инновационной сфере. Частные лизинговые компании не могут решить всех проблем, ибо под каждый кредит, который должен быть выдан лизинговой компанией, должно быть стопроцентное обеспечение, а то оборудование, которое предоставляется лизинговыми компаниями, не может входить в обеспечивающую часть". Третья подпрограмма – расширение деловых возможностей малого предпринимательства в инновационной сфере – это формирование технологических цепочек на всех этапах инновационного цикла от разработки до реализации нового продукта. Четвертая подпрограмма – развитие городской инфраструктуры поддержки инноваций. Биржа инноваций, предлагаемая в программе, может вписать в себя все инновационные предприятия, все проекты, и даст возможность любому предприятию, имея эту информацию, выбрать что-то для себя. Последняя подпрограмма – развитие межрегионального и международного сотрудничества. Участие государства в поддержке этого направления позволит создать систему реализации высокорентабельной продукции на внешних рынках, считает министр. "Малому предприятию самостоятельно сложно выходить на внешние рынки, ему нужен бренд ассоциации, помощь государства в оформлении документов". Общий объем поступлений в городской бюджет в результате реализации инновационных проектов составит не менее 330 млн рублей, это даст возможность ежегодно увеличивать число малых предприятий в инновационной сфере не менее чем на 10%, число рабочих мест ежегодно будет увеличиваться на 1500. |