29.08.2001 Англия: миллиардер, чей бизнес начинается со слова "просто"
Cтелиос Хаджи-Иоанноу - необычный бизнесмен, он строит свой бизнес на слове "easy" - просто. Последнее его детище, так и называется: "ПростоВсеЧтоУгодно" - "easyEverything", это популярные во всем мире Интернет-кафе. А начал Стелиос с авиалинии, которую он тоже назвал "ПростойДжет" - "easyJet". Основной идеей этой авиалинии был принцип: сделает билеты для пассажиров очень дешевыми, уберем ВСЕХ посредников, агентов по перевозкам и пр. Публично у себя на родине Стелиос назвал агентов по перевозкам картелем, за что получил повестку в суд по возбужденному против него делу о клевета, где истцом выступили те же агенты по перевозкам. Не долго думая, он размещает объявление, обещая бесплатный билет каждому, кто придет к зданию суда его поприветствовать. Желающих поприветствовать набралось более тысячи, включая работников агентств по перевозкам. Стелиос пообещал в суде не обзывать истца публично и одновременно получил великолепное паблисити. Нельзя сказать, что Стелиос - выходец из бедной семьи и бизнес начинался с нуля на счету компании. Его отец - богатый грек, судовладелец. Семья дала Стелиосу начальный капитал в 117 миллионов доллларов 9 лет назад на создание авиалинии. Сегодня "EasyJet" стоит 1.2 миллиарда долларов. Молодой грек создал свое богатство не изобретая новый товар, а делая старый гораздо дешевле и во многих случаях - лучшего качества. "Стелиос чрезвычайно деструктивный мыслитель, - говорит один из руководителей его компаний. - Он взглянет на устоявшуюся индустрию и тут же разбивает ее вдребезги. Почему, спрашивает он, компания по аренде автомобилей должна иметь большое количество разных моделей? Почему авиалиния должна печатать билеты?" Сам Стелиос так комментирует свою стратегию: "Это приносит мне много удовольствия: устоявшиеся крупные компании имеют большую маржу прибыли. Я могу для себя срезать эту маржу. Это также отличный способ создать брэнд". Именно так он поступил со своей авиалинией. 90% билетов продается через Интернет, что делает EasyJet самой популярной авиакомпанией в Сети. И это действительно дает большую экономию для пассажиров. Например, авиабилет на определенных направлениях стоит более чем в 10 раз дешевле билета авиакомпании"Бритиш Эйрвэйз". Однако было бы наивно полагать, что вы получаете совсем уж "почти халяву". Самолеты EasyJet не летают из центрального Хитроу, все полеты совершаются из Лутона, удаленного от Лондона небольшого аэропорта. Как только вы приобрели билет, вы не сможете ни обменять, ни возвратить его. На самолете не предлагают еду. Именно за счет этих факторов и получается экономия, что, надо сказать, ничуть не уменьшает количество пассажиров. Справедливости ради надо отметить, что компания Стелиоса использует специальную компьютерную программу, расчитывающую цену билета в зависимости от спроса и наличия билетов. Она может колебаться, например, на линии Лондон - Барселона от 50 долларов до 518 долларов. Парк самолетов состоит только из Боингов 737, что дает дополнительную экономию на приобретении запасных частей и обслуживании. Срок эксплуатации самолета составляет три года, что повышает безопасность полетов многократно. "Если вы считаете, что это очень дорогая безопасность, тогда узнайте, сколько стоит катастрофа", - говорит Стелиос. Он получил такой опыт, когда один из танкеров его отца взорвался, что обошлось компании и семье во многие сотни миллионов долларов. Развив авиалинию, Стелиос создает новый бизнес по крышей своей компании EasyGroup. На этот раз он наносит удар по застоявшейся индустрии аренды автомобилей. Компания EastRentACar предлагает аренду Мерседеса за 9 фунтов (для сравнения: цена других компаний - 40-70 фунтов). Экономия достигается следующим образом: опять же, компания имеет только одну модель машины, заказ машины делается по Интернету, вы должны сами приехать и забрать машину, сами же доставить ее обратно. Несколько моих приятелей пользовались услугами компании и остались очень довольны. Следующим бизнесом, который принес очередной успех были Интернет-кафе в крупных городах мира. Идея была очень проста: много туристов, которые хотят отправить имейл своим друзьям или родственникам и прочитать то, что послали им. Количество кафе - 21, большей частью в Европе, 9000 экранов, 2.2 миллиона посетителей в месяц, 55 миллионов долларов в год - доход. 18% этого дохода получено от размещения рекламы на экранах компьюторов. И опять же, стоимость времени, проведенного на Интернете будет зависеть от спроса и количества свободных мест, пересчитанных все той же компьютерной программой. Стелиос продолжает завоевывать новые отрасли. Не осталась без внимания и отрасль финансов. "EasyMoney" уже создана и в ближайшее время начнется рекламная кампания. "В Великобритании, - объясняет он, - существует маржа в 2-3% на кредитные карточки и незастрахованные кредиты, которую мы можем использовать. Если мы так же более эффективны и одинаково фанатичны в том, что касается низких цен, как и в других наших бизнесах, то наша новая компания будет приносить прибыль". Сокращение фиксированных затрат за счет работы с одним поставщиком, устранение посредников, использование Интернета в продаже, уменьшение цены с сохранением качества, изменение цены в зависимости от спроса, получение допольнительной экономии за счет масштабности операций - вот те приемы, которые принесли Стелиосу не просто миллионы, а миллиарды долларов. Его личное состояние оценивается сегодня в 1.6 миллиардов долларов. |