02.01.2005 Распространению электронной коммерции в России препятствует низкая интернет-культура населения
В декабре специалисты компании SpyLOG завершили масштабное исследование электронной коммерции в русскоязычном интернете. В ходе электронного опроса сотрудников 400 российских интернет-магазинов выяснилось, что 28% респондентов считают основными факторами, сдерживающими развитие рынка электронной коммерции, отсутствие у большинства пользователей опыта приобретения товаров через интернет и общее недоверие с их стороны к нетрадиционным формам торговли. Немало хлопот доставляют владельцам виртуальных магазинов и разнообразные проблемы технического свойства (сбои в работе провайдера, необходимость организации доставки товара), с которыми периодически сталкиваются 23% опрошенных. "Во времена бывшего СССР большой популярностью у населения пользовалась посылочная торговля, — напоминает Тимур Аитов, директор по развитию бизнеса РБК СОФТ, — географическая протяженность страны, труднодоступность отдельных районов, отсутствие там необходимых покупательских потоков для открытия традиционных магазинов — все эти причины обусловливали эффективность и широкую распространенность системы советского «Посылторга». В те времена именно «Посылторг» заменял интернет-торговлю. Уверен, что продвижение электронной коммерции в глубинку страны сегодня обязательно должно идти по хорошо забытому старому пути — по пути продаж по каталогам. Традиционные товарные каталоги, конечно, можно и нужно дополнить страницей в интернет, но именно дополнить — основу должна представлять каталожная посылочная торговля", — считает г-н Аитов. Между тем, 16% интернет-магазинов намерены в ближайшее время расширить ассортимент предлагаемых товаров (дополнительно от одной до восьми товарных категорий). Такие планы не кажутся абсурдными, поскольку, даже несмотря на возросшую конкуренцию, значительная часть респондентов (60%) признает очевидные преимущества использования альтернативного канала сбыта для увеличения продаж за счет снижения операционных издержек и широкого охвата потенциальных покупателей. Превратить в конечном итоге это количество в качество помогает эффект постепенного привыкания. Именно поэтому один из двух интернет-магазинов представляет собой онлайн-витрину обычного магазина, и покупатель при желании может сам прийти туда, чтобы приобрести заранее выбранный товар. Причем предварительно оформить заказ, например, в том случае, если нет времени ждать ответа на отправленную заявку, можно и с помощью телефона. Такую возможность предоставляют более 90% интернет-магазинов. Для того чтобы привлечь покупателя, а таковым, по собственным оценкам участников опроса, становится в среднем каждый десятый посетитель интернет-магазина, наряду с привычными методами продвижения товара (реклама в печатных изданиях), половина магазинов использует принципиально новые инструменты, как то текстовая и баннерная реклама в интернете. Постоянное повышение эффективности работы поисковых систем привело тому, что в настоящее время 75% интернет-магазинов периодически или регулярно прибегают к контекстной рекламе, которая не вызывает раздражения у пользователя, так как предлагает посетителю купить нужный товар в нужный момент. Уже сейчас 44% респондентов считают проведение рекламных кампаний в интернете достаточно действенным средством привлечения клиентов, а 32% интернет-магазинов выделяют на них более половины своего рекламного бюджета. Дополнительным стимулом для потенциального покупателя интернет-магазина служит привлекательная цена предлагаемого товара, который, как правило, дешевле аналогичного в традиционном магазине благодаря отсутствию затрат на содержание торговых площадей и складских помещений. Немаловажным условием для посетителя является не только цена товара, но и приемлемые условия его доставки. Учитывая, что в 42% интернет-магазинов средняя стоимость покупки составляет менее $100, плата за доставку товара может оказаться непомерно высокой по сравнению с его ценой. Поэтому 32% (а при определенных условиях свыше 70%) магазинов предлагают доставить товар бесплатно, создавая тем самым покупателю дополнительное удобство. Однако, по мнению представителей интернет-магазинов, здесь не обходится без накладок. По устоявшейся традиции, оплата заказа производится, преимущественно, в наличной форме курьеру при получении, но иногда покупатель в последний момент отказывается от доставленного товара. Отрадно, что от недобросовестных покупателей пострадало всего 5% респондентов. Подводя краткий итог исследования, специалисты SpyLOG отмечают следующее: перспективы развития рынка электронной коммерции напрямую связаны с тем, насколько успешным будет проникновение интернет-магазинов в российские регионы. Потенциал столичного рынка, на который сегодня ориентировано 54% интернет-магазинов, практически исчерпан. В то же время, доля интернет-магазинов, работающих на локальных рынках (Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток), за последние три года выросла в полтора раза. И принимая во внимание решающее значение, которое имеет для покупателя быстрая и дешевая доставка, есть надежда, что она будет расти и дальше, отмечают в SpyLOG. |