05.02.2005 Российский бизнес и коммуникационные технологии
Работающие в России предприниматели больше всех в мире верят в возможности новых коммуникационных технологий. И тем не менее относятся к "удаленной" работе с недоверием. Именно такие результаты содержатся в опубликованном глобальном исследовании, проведенном по заказу американского производителя телекоммуникационного оборудования, компании Avaya. В октябре 2004 года консалтинговая компания Vanson Bourne по заказу Avaya провела опрос 1500 менеджеров и руководителей крупнейших транснациональных компаний, работающих в различных отраслях экономики в 6 странах мира - Австралии, Бразилии, Великобритании, Германии, России и США. Целью этого исследования под названием «Оптимизация коммуникаций для бизнеса» было выяснение того, «каким образом современные средства связи изменили взгляды представителей бизнеса на работу и общение». Результаты этого исследования неутешительны для России. В нашей стране, как выяснилось, настороженно подходят к феномену «удаленной» работы (то есть не из офиса). Только 14% опрошенных российских менеджеров считают, что такой режим работы позволяет добиться наибольшей эффективности. При этом 28% респондентов категорически не согласны с этим утверждением. Для сравнения, в странах с развитой экономикой и телекоммуникациями результаты получились прямо противоположными. В Австралии, например, эффективным «удаление» с работы считают 29% опрошенных, а в США - 34%. Показательно, что в развитых странах бизнесмены настолько свыклись с идеей дистанционного ведения бизнеса, что уверены: телеработа позволяет улучшить баланс между трудовой деятельностью и личной жизнью. В США так считают 46% опрошенных, в то время как в России согласных с этим утверждением почти втрое меньше - лишь 18%. Недоверие россиян к телеработе обусловлено во многом психологическими факторами. Так, большая часть (27%) опрошенных российских менеджеров сообщила, что им лучше думается на работе, тогда как в США сотрудники оказались наиболее продуктивными по пути в офис. Кроме того, российские компании оказались самыми недоверчивыми в мире в отношении своего персонала, использующего телекоммуникационные средства в работе. Среди опрошенных в России 41% не доверяют своим подчиненным в этом отношении, а 34% объясняют это реальной опасностью потери контроля руководства компании над сотрудниками. При этом в тех же США и Великобритании своим «мобилизованным сотрудникам» верит гораздо большее число - 70%, в Германии - 66%, в Австралии - 58%, в Бразилии - 48%. «Удаленная» работа, возможно, наиболее радикальный способ использования телекоммуникаций. Хотя в России большинство менеджеров и не готовы «телеработать», необходимость применения в бизнесе современных средств связи и носимой вычислительной техники здесь признают как нигде в мире. Аналитики Vanson Bourne вычислили, что уже 77% российских служащих всегда имеют при себе как минимум одно-два устройства из следующего набора: мобильный телефон, пейджер, смартфон (сотовый телефон с функциями компьютера), ноутбук и т.п. При этом телекоммуникационные технологии как таковые в России распространены достаточно широко: более 70% принявших участие в исследовании отечественных менеджеров обычно не испытывают технических проблем, когда необходим прямой контакт с ключевой персоной. США, как ни странно, сильно отстают по показателю технической оснащенности - там 7% работников вообще обходятся без портативной техники. Привязанность российских служащих к мелкой вычислительной и коммуникационной технике обусловлена особенностями ведения бизнеса в нашей стране. Так, 39% опрошенных в России понимают, что потеря денег компанией, в которой они работают, произошла именно из-за того, что в нужный момент невозможно было связаться с нужным человеком. Это самый высокий показатель среди всех стран. Для сравнения: в США это осознают лишь 29% опрошенных, в Австралии - 34%, в Бразилии - 28%, в Германии - 35%. |