18.02.2005Объем электронной торговли увеличится в разы?
Вчера Валерий Комиссаров, руководитель Комитета по информационной политике Государственной Думы РФ и Антон Никольский, исполнительный директор Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) провели конференцию, на которой обсудили новый проект закона «Об электронной торговле». Напомним, что специально созданной при комитете по информационной политике Госдумы постоянно действующей рабочей группой был подготовлен законопроект «Об электронной торговле». Подготовка законопроекта была вызвана необходимостью расширить законодательную базу для развития электронной коммерции. В начале февраля депутаты Валерий Комисаров и Константин Ветров внесли указанный законопроект на рассмотрение Государственной Думы РФ. Электронная торговля получила в последнее время значительное развитие в России. Развиваются все сегменты электронной коммерции: корпоративные электронные торговые площадки, розничные интернет-магазины, платежные системы. Собственные электронные торговые площадки имеют крупнейшие предприятия России, такие как РАО ЕЭС, ТНК, «Северсталь», «Татнефть». Интернет активно используется и как инструмент рекламы и маркетинга. Стоимость баннерной рекламы на раскрученных интернет-ресурсах уже сравнялась по стоимости с рекламой в бумажных СМИ. По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) темп роста электронной торговли в России в 2004 году составил от 38 до 40%. Оборот электронной торговли в розничном сегменте вырос в 2004 году до $662 млн., а в оптовом сегменте — до $442 млн. Активно развиваются новые виды электронной торговли и услуг: страховые, консалтинговые, туристические и др. Развитие электронной коммерции получило новый импульс в связи с ростом потребительского спроса и механизмов кредитования. Лидерами в данной области являются такие товарные группы, как цифровая и компьютерная техника, аудио-видео техника, книги, музыкальная и видеопродукция. В тоже время объем розничного товарооборота через интернет в России пока составляет менее 1% от общего розничного товарооборота. Для сравнения, в США, эта цифра составляет в настоящее время около 15%. Основными причинами, которые тормозят развитие электронной коммерции и торговли в России являются, прежде всего, проблемы юридического характера, а также низкий уровень проникновения интернета и проблема доверия. В России нет юридического определения таких базовых понятий как электронная торговля, электронная коммерция, электронная сделка, электронный документ, интернет, веб-сайт. Все это создает определенный правовой ваакум в данной сфере, который не позволяет должным образом защитить права участников электронной торговли. Помимо этого, большинство статей, регулирующих использование электронных средств в предпринимательской деятельности распылено по целому ряду законов и подзаконных актов, что создает определенные правовые коллизии. Применительно к гражданским правоотношениям основополагающие положения содержатся в Гражданском Кодексе РФ. Правовое положение пользователей систем электронной коммерции в части защиты прав потребителей товаров (услуг) и прав пользователей (потребителей) информации регулируется нормами федерального закона «О защите прав потребителей» (с учетом внесенных в конце прошлого года изменений) и федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ. Правовое положение интернет- и сервис-провайдеров регулируется, в первую очередь, положениями федерального закона «О связи» от 16 февраля 1995 г. N 15-ФЗ, который вводит ряд важных понятий (сети электросвязи, сети связи общего пользования, оператор связи), а также устанавливает критерии построения сетей связи общего пользования (ст. 7), качества услуг связи (ст.28), основания ответственности при осуществлении деятельности в области связи (ст. 37), порядок предъявления претензий и исков (ст. 38). Деятельность интернет- и сервис-провайдеров, обеспечивающих совершение сделок регулируется также федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» (в части функционирования информационных систем и защиты информации). Юридическая значимость электронных документов регулируется также федеральным законом «Об электронной цифровой подписи». Данный закон наряду с основными понятиями определяет условия и порядок использования ЭЦП и устанавливает требования, при соблюдении которых электронная цифровая подпись считается равнозначной собственноручной подписи лица. Что касается использования электронных документов в качестве доказательств в суде, то согласно статье 75 АПК, письменными доказательствами являются документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа. В тоже время, на уровне подзаконных актов во многих случаях прямо прописывается использование бумажных документов. Например, необходимость ведения в бумажной форме журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость, что закреплено постановлением правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914. Существует и ряд проблем, касающихся защиты информации персонального характера при использовании электронных платежных средств. Законопроект «Об электронной торговле» был подготовлен специально созданной при комитете по информационной политике Госдумы постоянно действующей рабочей группой. Данный законопроект уже четвертый по счету, который посвящен тематике электронной торговли и который выносится на обсуждение в Госдуму. Основная цель законопроекта: создать в Российской Федерации благоприятные правовые условия для электронной коммерции и торговли и на уровне федерального закона закрепить эффективный правовой механизм, обеспечивающий реализацию и защиту прав участников электронной торговли. Законопроект регламентирует правовые отношения, возникающие при использовании электронных сообщений в целях совершения сделок и иных юридических действий в электронной торговле; определяет особенности заключения договоров в электронной торговле; закрепляет права лиц, приобретающих товары, работы, услуги с использованием электронных сообщений; а также устанавливает требования к профессиональным участникам электронной торговли, лицам, оказывающим услуги в отношении электронных сообщений, саморегулируемым организациям профессиональных участников электронной торговли. В законопроекте даются определения понятий, необходимых для правовой регламентации отношений в области электронной торговли: «электронное сообщение», «электронная подпись», «автоматизированная сделка», «автоматизированная информационная система», «участник электронной торговли», «профессиональный участник электронной торговли», «организатор электронной торговли», «информационный посредник» и ряд других. Законопроект содержит специальную норму, гарантирующую, что сделки в электронной торговле не могут быть признаны недействительными только на том основании, что они совершены с использованием электронных сообщений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Также закрепляется положение о том, что электронное сообщение, подписанное электронной подписью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации или соглашением сторон, может быть представлено в качестве письменного доказательства в соответствии с гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации. В проекте закона впервые вводится понятие автоматизированной информационной системы и автоматизированной сделки, что позволяет выстроить правовую конструкцию, регламентирующую использования вэб-сайтов, размещенных в сети Интернет, в качестве легитимного инструмента электронной торговли. Впервые вводятся правовые конструкции оригинала и копии электронного сообщения, используемого в электронной торговле. В законопроекте формулированы основные нормы, реализующие механизм осуществления и защиты прав участников электронной торговли. Профессиональные участники электронной торговли обязаны предоставлять покупателям (заказчикам) товаров (работ, услуг) в электронном виде информацию о своем правовом положении, а также обеспечивать доступ к такой информации. Законопроектом предусматривается, что регулирование сферы электронной торговли будет осуществляться на принципах саморегулирования, когда правила профессиональной деятельности участников электронной торговли и стандарты осуществления электронной торговли устанавливаются и контролируются саморегулироемой организацией. В целом законопроект соответствует типовому закону UNCITRAL «Об электронной торговле» 1998 г. и директиве Европейского Союза «Об электронной торговле» 2000 г. Большинство развитых и развивающихся стран приняли подобные законы, которые в той или иной степени основываются на типовом законе UNCITRAL. Как отметил Валерий Комиссаров: «Принятие данного законопроекта повлечет за собой увеличение объемов электронной торговли в разы, а так же поможет в решении насущных задач, стоящих перед государством. Например, если рассматривать ситуацию, сложившуюся в связи с введением монетизации льгот, то в случае использования электронных систем для реализации данной программы, многих проблем можно было бы избежать».