14.03.2005SAP: Рынок среднего и малого бизнеса – приоритет
Компания SAP все серьезнее стремится заявить о себе как о поставщике решений для рынка среднего и малого бизнеса. По мнению руководителей компании, за три года работы в данном сегменте SAP (вендору, ориентировавшемуся ранее на крупные корпорации), удалось добиться значительных успехов. В России бизнес SAP в СМБ-сегменте также начал давать первые серьезные плоды. О планах по развитию СМБ-направления SAP в мире и в России, о первых российских проектах по внедрению этих продуктов шла речь на 1 открытом форуме SAP для среднего и малого бизнеса. На форуме обсуждались современные концепции управления средними и малыми предприятиями, демонстрировались решения SAP для рынка СМБ, были представлены первые проекты по внедрению «легких» продуктов SAP у российских заказчиков. Специалисты компании рассказали о функциональных возможностях программных решений SAP, а клиенты поделились с собравшимися практическим опытом их применения и достигнутыми результатами. Как рассказал CNews управляющий директор SAP в странах СНГ и Балтии Алексей Шлыков, форум собрал более 800 руководителей средних и малых предприятий, представителей деловых и профессиональных ассоциаций. В рамках мероприятия руководством компании были подведены итоги деятельности в 2004 году на рынке решений для предприятий СМБ, были анонсированы тенденции и стратегия развития компании в этом сегменте. Вице-президент SAP AG по развитию бизнеса в сегменте СМБ Донна Трой рассказала, что данный рынок является одним из приоритетных для компании SAP AG. Она отметила, что в настоящее время в мире насчитывается более 78 млн. малых предприятий, к которым (согласно международной классификации) относятся компании с оборотом до 10 млн. евро. Согласно прогнозам, в течение ближайших четырех лет их число достигнет 86 млн. Количество предприятий среднего бизнеса, чей оборот составляет до 100 млн. евро, в мире оценивается в 614 тыс. Ожидается, что их число к 2008 году составит 642 тыс. По словам г-жи Трой, SAP традиционно ориентировалась на крупных заказчиков. Однако компания почувствовала, что потенциал роста в сегменте крупного бизнеса начинает иссякать: сегодня рост этих компаний составляет лишь 3–4% в год, в то время как средний бизнес демонстрирует ежегодный прирост порядка 9–10%, а малый — 14%. Поскольку эти заказчики представляют больший потециал развития рынка, они являются сегодня более привлекательными клиентами для компаний-производителей ПО для автоматизации бизнеса. Другая причина заинтересованности SAP в сотрудничестве с небольшими компаниями, по мнению г-жи Трой, связана с тем, что именно такие фирмы являются филиалами крупных заказчиков SAP. «Региональным офисам нет смысла внедрять „тяжелые“ решения SAP, но, в то же время, небольшие системы автоматизации должны быть полностью интегрируемы с продуктами, установленными в головном офисе, — считает она. — А филиалы крупных корпораций сегодня составляют примерно 20% всего потенциала рынка СМБ». По оценке международных экспертов, только в 2004 году расходы малого бизнеса на информационные технологии составили $320 млрд., а среднего бизнеса — $208 млрд. Согласно данным IDC, российский рынок СМБ-решений в 2003 году оценивался от $17 до 32 млн. Г-жа Трой считает, что 2004 год был успешным для SAP AG в плане развития и распространения решений в сегменте СМБ. В частности, во всем мире число заказчиков SAP Business One увеличилось на 112%, а количество клиентов по mySAP All-in-One — на 30%. Вместе с этим росло и количество компаний-интеграторов, внедряющих «легкие» решения SAP: число партнеров по SAP Business One выросло на 80%, а по mySAP All-in-One — на 52%. По ее словам, сегодня у SAP имеется порядка 1 тыс. «микровертикальных» решений, приспособленных под конкретные потребности сегментов той или иной отрасли. Данные решения локализованы в 50 с лишним странах, покрывают полный спектр потребностей корпоративного рынка и полностью интегрируемы. В их разработке активное участие принимают партнеры-интеграторы. Г-жа Трой также отметила, что средняя стоимость проекта по внедрению SAP Business One — примерно $20 тыс. Стоимость проекта по внедрению mySAP All-in-One — несколько выше, порядка $100 тыс. Рынок СМБ-решений является одним из приоритетных для компании SAP AG. Российский офис SAP также считает этот бизнес одним из стратегических направлений своей деятельности в 2005 году. По словам директора по развитию бизнеса СМБ Александра Антипова, прошедший год в сегменте СМБ был успешным для компании по многим показателям. Вместе с расширением партнерской сети, насчитывающей более 30 компаний, росло и число предприятий среднего и малого бизнеса, работающих с решениями SAP. Он также отметил, что со времени выхода SAP на российский рынок решений для управления предприятиями среднего и малого бизнеса более 60 компаний из разных отраслей экономики выбрали программные продукты SAP. В настоящее время в России и странах СНГ около 30 предприятий используют mySAP All-in-One (комплексное решение для управления предприятием с оборотом от ?10 до ?100 млн.) и 32 компании работают на базе SAP Business One (универсальное решение для управления предприятиями с оборотом от ?1 до ?10 млн.). «Из 78 млн. заказчиков в сегменте СМБ, с которыми нам хотелось бы поработать, пока только 10 млн. компаний являются нашими клиентами», — отметила г-жа Трой. — SAP планирует инвестировать в партнеров, пытаясь уже в текущем году удвоить число заказчиков в сегменте СМБ". В свою очередь, г-н Шлыков отметил, что у российского офиса SAP есть планы утроить бизнес, и форум должен этому способствовать. При этом глобальный офис готов учитывать предложения российских заказчиков, а уровень инвестиций в развитие партнерских программ и в маркетинг будет выше, чем на другие регионы. Как рассказала CNews г-жа Трой, SAP собирается работать в России на рынке СМБ в течение длительного срока, и компанию не так уж легко будет «выбить» с рынка. «Не надо забывать, что в наших решениях для малого и среднего бизнеса воплощены те наработки, тот опыт и та лучшая практика, которые мы обрели за 30 лет работы на рынке, — отметила она. — На счету у SAP — сотни инсталляций, сохранен опыт работы с разными категориями заказчиков: это касается как отраслей, так и географии внедрений. Я думаю, что никто их местных локальных разработчиков похвастаться таким опытом не может: решения SAP дают российским заказчикам им гораздо большие преимущества с точки зрения сервиса, поддержки, и окупаемости инвестиций». Точку зрения вендора поддерживают и первые СМБ-клиенты SAP. За прошедший год 13 компаний стали референциальными клиентами, успешно внедрившими решения и готовыми поделиться с коллегами своим опытом. Среди них — «Стройкомпания СБТ», «Супер Окна», «Рифарм», «Салонная косметика», «Гала-Форм», «First Choice Stationary». В беседе с CNews генеральный директор компании «Салонная косметика» Андрей Махов отметил, что после внедрения SAP Business One компания увеличила число клиентов в два раза. Отвечая на вопросы CNews, генеральный директор «Стройкомпании СБТ» Евгений Благодарный отметил, что причины выбора программных продуктов SAP достаточно очевидны. «Это решение, которое ориентировано на „наши“ масштабы предприятия, вендор имеет огромный опыт инсталляции; кроме того, в решении SAP организация бизнес-процессов уже заложена в программное обеспечение, требуются только незначительные настройки». Подводя итоги форума, Александр Антипов в беседе с корреспондентом CNews отметил: «Мероприятие произвел на меня впечатление не только количеством участников. Очень интересен тот факт, что мы постоянно наблюдали очереди к нашим стендам. После последней презентации более 30 человек не отпускали докладчиков с тем, чтобы получить ответы на важные для себя вопросы. Это свидетельствует о том, что все, что мы представили — интересно заказчикам, важно для российского среднего и малого бизнеса». По его словам, множество вопросов касалось возможностей присоединения к партнерской программе. А заказчики отмечали, что существующий миф о том, что SAP — это дорого, сложно и долго, уже развенчан, что те подходы и методы, которые использует SAP, приемлемы для небольших компаний. Материалы Форума SAP