15.03.2005 Российский ИТ-рынок в IV квартале 2004 г.
Аналитическая компания ITResearch объявила результаты исследования ряда сегментов российского рынка информационных технологий в IV квартале 2004 г. Компьютеры Общий объем рынка компьютеров (ПК, ноутбуки, КПК, серверы на платформе Intel) за IV квартал оценивается примерно в 1505 тыс. шт. Порядка 81% продаж в натуральном выражении приходится на настольные компьютеры, около 13% – на ноутбуки, более 4% – на карманные компьютеры (КПК) и менее 2% – на серверы (на платформе Intel). По сравнению с аналогичным периодом 2003 г. объем продаж ПК вырос на 12,1%. На рынке ноутбуков рост составил 55,3%, объем продаж КПК по сравнению с IV кварталом 2003 г. вырос на 100%, а серверов - на 25,9%. Лидерами продаж ПК по итогам IV квартала 2004 г. являются компании* Aquarius, Depo Computers, Formoza, Hewlett-Packard, Kraftway, суммарная доля которых составила 19,9% продаж настольных компьютеров. В сегменте ноутбуков лидируют* Acer, Asustek, iRU, Rover Computers, Samsung, на их долю приходится 62,1% всех продаж. По карманным компьютерам доля лидирующей группы компаний*, в состав которой входят Asustek, Fujitsu Siemens Computers, Hewlett-Packard, Nokia, PalmOne, еще выше – 84% продаж КПК в натуральном выражении. В сегменте серверов - следующие ведущие производители*: Aquarius, Depo Computers, Hewlett-Packard, IBM, Kraftway, суммарно эти компании контролируют 62,7% продаж в натуральном выражении. Мониторы Общий объем продаж на свободном рынке мониторов в IV квартале 2004 г. составил 1,77 млн. шт. Показатели аналогичного периода 2003 года были превышены на 19,5% в штучном исчислении и на 24,4% - в денежном. Как следует из различных темпов роста денежных и натуральных показателей, за год средневзвешенная стоимость мониторов несколько увеличилась. Однако последние несколько кварталов 2004 г. наблюдалось планомерное уменьшение темпов роста данного показателя, которое было связано в первую очередь с удешевлением ЖК-мониторов. Примечательно, что к концу 2004 г. ЖК-мониторы так и не смогли преодолеть отметку в 50% рынка, но это обязательно произойдет уже в I квартале текущего года. Лидером рынка по-прежнему является компания* Samsung, далее следует LG, третье место осталось за Philips. Принтеры Как и в предыдущие годы IV квартал оказался рекордным по количеству проданных принтеров, и объем рынка достиг значимой отметки в миллион устройств – на 40% больше, чем в предыдущем квартале. В то же время темпы роста продаж в годовом исчислении продолжали снижаться и составили всего 14% (год назад этот показатель был около 37%). Объем рынка в денежном выражении превысил 190 млн. долл. В структуре продаж принтеров по технологическим классам в конце года преобладали струйные устройства, однако их преимущество по рыночной доле над лазерными принтерами оказалось меньше, чем год назад. В струйном сегменте можно отметить некоторое сближение показателей продаж трех ведущих вендоров* – Canon, Epson и Hewlett-Packard. По количеству проданных лазерных принтеров в тройку лидеров входят компании* Canon, Hewlett-Packard и Samsung. Настольные МФУ Темпы роста самого динамичного сегмента периферии – настольных многофункциональных устройств -- продолжали возрастать и последний квартал 2004 г. оказался рекордным. По сравнению с IV кварталом 2003 г. в количественном отношении продажи выросли больше чем в три раза (почти до 180 тыс. штук), и уже можно сказать, что этот сегмент становится по-настоящему массовым. Объем рынка в деньгах вырос в 2,5 раза и составил около 47 млн. долл. Как и на протяжении всего 2004 г. опережающие темпы роста демонстрировали струйные МФУ, рыночная доля которых в количественном выражении превысила 50%. Лидеры рынка прежние, это компании* Hewlett-Packard, Samsung и Xerox (лазерные МФУ), а также Epson, Hewlett-Packard и Lexmark (сегмент струйных устройств). Мультимедийные проекторы В IV квартале 2004 г. на российский рынок было поставлено 16 тыс. мультимедийных проекторов (multimedia projectors – MMP), что на 81% превысило показатели аналогичного периода прошлого года. Средневзвешенная стоимость одного устройства впервые опустилась ниже уровня 2 тыс. долл., теперь ее значение более чем на 500 долл. меньше, чем в 2003 г. Как резкий рост рынка, так и существенное падение стоимости обусловлены, в первую очередь, заключительной волной тендера "Дети России", куда были поставлены одни из самых дешевых ММР. Влиянием "тендерных" проекторов главным образом объясняется и значительный (более чем на 20%) рост доли DLP-устройств. По итогам IV квартала можно выделить следующую тройку лидеров*: Benq, Sanyo и Toshiba. Кроме этого отметим сразу целую группу компаний*: Epson, InFocus, NEC, Panasonic, которые следуют вплотную за лидерами. Плазменные панели и телевизоры IV квартал 2004 г. показал увеличение рынка плазменных панелей и телевизоров (plasma display panel - PDP) по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. в 2,25 раза, и всего за отчетный период было поставлено без малого 27 тыс. устройств. Средневзвешенная стоимость аппарата вплотную приблизилась к 4 тыс. долл., что почти на полторы тысячи долларов ниже уровней годовой давности. Доля традиционно доминирующего типоразмера плазменных панелей – 42 дюйма – за год выросла более чем на 3% и сейчас превышает 70%. Поскольку рынок PDP сейчас в основном состоит из телевизоров, в нем не может не проявляться влияние сильнейших игроков обычного рынка аудио/видео. Лидирующая тройка состоит из компаний* Panasonic, Philips и Sony. Сильны также позиции таких вендоров*, как Pioneer и Samsung. Жидкокристаллические телевизоры Российский рынок ЖК-телевизоров, информационных ЖК-панелей и "гибридных" ЖК-мониторов с функцией телевизора (только полноцветные стационарные устройства с диагональю от 13 до 46 дюймов) при уже довольно значительных объемах продаж к концу 2004 г. как будто получил второе дыхание и снова начал показывать увеличение темпов роста. За IV квартал было продано около 76 тыс. устройств, что более чем в 4 раза выше показателей аналогичного периода 2003 г. Несмотря на значительную ценовую эрозию средневзвешенная стоимость снизилась несущественно. Связано это с увеличением до 40 с лишним процентов доли широкоформатных (16:9) устройств, которые в среднем имеют большую диагональ, да и стоят дороже. По итогам IV квартала среди поставщиков ЖК-телевизоров тройка лидеров не претерпела изменения*: Philips, Samsung и Sharp. Кроме того, значительные объемы продаж показывают компании* LG и Sony. ИБП На рынке ИБП в IV квартале 2004 г. было продано почти 517 тыс. устройств, а в денежном выражении объем продаж составил около 79 млн. долл. По сравнению с аналогичным периодом 2003 г. натуральные показатели выросли на 16%, а стоимостные - на 18%. Синхронность роста штучных и денежных показателей говорит о том, что структура продаж в сравниваемых кварталах практически не изменилась. Как мы и предсказывали, после не очень удачного III квартала к концу года рынок ИБП опять начал набирать обороты и в целом показал очень неплохие результаты. Компания APC еще усилила свои позиции, заметно опережая PowerCom, идущую на втором месте. Данный рост APC во многом связан со значительными продажами решений ISX и Symmetra. В пятерку лидеров* (в денежном выражении) также входят Eaton Powerware, Ippon и PowerMan. Основными соперниками устройств производства APC на массовом рынке являются ИБП под торговыми марками* Ippon, Plus UPS, PowerCom и PowerMan. На рынке "тяжелых" решений наряду с APC традиционно сильны позиции* Chloride, Eaton Powerware, GE DE, Liebert-Hiross, MGE UPS Systems, Neuhaus и Newave. Сканеры В IV квартале было продано около 240 тыс. сканеров – на 20% больше, чем за тот же период 2003 г. Объем рынка в деньгах вырос почти на 14% (до 20 млн. долл.). В структуре продаж по-прежнему доминируют сканеры нижних ценовых категорий – суммарная доля двух подсегментов устройств (до 100 долл. и 101-200 долл.) в штучном выражении составляет более 95%. По количеству проданных сканеров первенство сохраняют компании* Epson, Hewlett-Packard и Mustek, на долю которых в исследуемый период пришлось около двух третей всех продаж. *Компании перечислены в алфавитном порядке. |