13.11.2001 Enron: развитие e-commerce может сделать компанию известной, но - бедной
Превращение топливно-энергетической компании Enron в одного из лидеров e-commerce сыграло с ним злую шутку. Экстенсивный рост, не подкрепленный увеличением эффективности бизнеса, привел к снижению рентабельности. Финансовые скандалы подкосили имидж компании. Еще недавно пафосные статьи о компании Enron не сходили со страниц деловых еженедельников, и история ее казалась столь сладостной и невероятной. В 2000 году объем реализации превысил 100 млрд долларов, увеличившись в 2,5 раза к итогу прошлого года. Руководство компании делилось многочисленными советами по вопросам грамотной организации бизнеса. Сегодня о существовании Enron напоминает уже серия скандалов, поразивших внезапно деловое сообщество. Несмотря на свой исключительный нынешний экономический вес, компания возникла относительно недавно – в 1985 году путем слияния Houston Natural Gas и InterNorth. Первоначально деятельность Enron базировался только на использовании сети газопроводов в западных регионах США. Через два года активы компании увеличиваются благодаря покупке оператора трубопроводной системы штата Флорида – Florida Gas Transmission’s. Либерализация системы газопроводов позволила компании активно развивать бизнес по торговле природным газом. Уже в 1995 году Enron активно участвует в оптовой торговле газом в Западной Европе, строит электрические генерирующие мощности во многих регионах мира. С 1997 года начинает формироваться новый Enron. Происходит смена логотипа, проводится глобальная рекламная кампания. Начинается внедрение Enron в новые сферы бизнеса: телекоммуникации, интернет. В ноябре 1997 года стартует самый амбициозный проект компании – EnronOnline, сделавший впоследствии Enron одним из мировых лидеров интернет-коммерции. Сегодня структура Enron образована четырьмя основными подразделениями: оптовая торговля, сервис по продаже электроэнергии, кабельная сеть, транспорт. Развитие новых направлений бизнеса сильно трансформировало структуру компании. Если раньше основная масса доходов приходилась на операционной деятельности по обслуживанию газопроводной системы, то теперь более 96% объема продаж приходится на торговое подразделение компании. E-commerce постепенно стало главным направлением работы компании. Транспорт энергоносителей приносит не более 1,9% доходов. Однако, рентабельность трубопроводного бизнеса заметно выше, чем в торговле. Развитие нового направления бизнеса, которое началось во время взлета высокотехнологичных компаний, потребовало оттока инвестиций из тогда еще основного бизнеса. Интернет-коммерция позволила компании сильно увеличить объем торговли. Enron является крупнейшим оптовым торговцем природного газа в Северной Америке. Одним природным газом разнообразие продаваемой продукции не ограничивается. Роль компании велика также в торговле электроэнергией, в том числе производимой на собственных генерирующих мощностях. Общее количество продаваемой продукции насчитывает 1 200 наименований. После поглощения одного из крупнейших продавцов металлов через интернет – компании MG, в структуре оптовых продаж компании стала выделяться и эта категория продукции. Кроме того, ключевое значение для компании имеют сырая нефть, уголь, пластмассы, удобрения, продукция лесной отрасли. Важное значение придается и продаже услуг. За прошедшее десятилетие, благодаря развитию своего торгового подразделения, суммарные доходы компании взлетели до фантастических высот. В 1991 году они составляли лишь 13,5 млрд долларов, а в 2000 году уже превышали 100 млрд долларов. Феноменальный рост продаж компании не привел к значительному увеличению прибыли. Максимальная величина чистой прибыли была получена в 1999 году, размер ее лишь немногим превысил 1 млрд долларов. Низкая величина рентабельности (менее 1% в 2000 году) отражает неспособность Enron вести эффективный бизнес. Для сравнения, рентабельность бизнеса крупнейшей сети розничной торговли Wall-Mart более чем в три раза выше. Низкая рентабельность является главной причиной относительно невысокой капитализации, которая за все 90-ые годы почти никогда не превышала объем продаж. Как это ни парадоксально, но у компании с ее 100-миллиардными доходами на очень низком уровне оказывается величина свободных денежных средств и легко реализуемых ценных бумаг. За последние годы величина этого показателя в консолидированном балансе не превышает 1 млрд долларов. При огромных объемах торговли компания оказывается с минимумом финансовых средств, используемых для дальнейшего развития. В какой-то мере нехваток наличности вызывал у Enron необходимость прибегать к заимствованиям на рынке капитала. В результате суммарный долг незначительно, но превышает собственный капитал компании. В 2001 году продолжились основные тенденции развития бизнеса компании. За первые два квартала 2001 года доходы составили более 100 млрд долларов, то есть столько же, сколько за весь предыдущий год. По отношению к аналогичному периоду 2000 года в первом полугодии объем продаж компании увеличился в 3,3 раза. Вместе с ростом доходов выросла и чистая прибыль, однако, ее прирост оказался не столь впечатляющим. За первые два квартала она повысилась лишь на 32%. Таким образом, продолжилось экстенсивное развитие бизнеса, которое не привело к повышению эффективности работы Enron. Увеличение доходов не сопровождалось улучшением структуры баланса. За полгода (с 31 декабря 2000 года по 30 июня 2001 года) величина свободных денежных средств и легко реализуемых ценных бумаг снизилась на 38%. Одновременно происходил рост долгосрочного долга компании, который за этот период увеличился на 0,8 млрд долларов. В результате снижения объема наличности, компания очутилась под угрозой планового проведения инвестирования своих разнообразных подразделений. В результате, Enron оказался в необходимости прибегнуть к новым кредитным заимствованиям, что подтвердило слабость его финансов. Сильным ударом по компании стало снижение агентством Moody's кредитного рейтинга Enron до Baa2. Этот уровень лишь на два ступеньки выше значений для мусорных облигаций. Капитализации Enron в середине 2000 года превышала 70 млрд долларов. С тех пор котировки акций компании находятся в сильном down-тренде. В настоящее время падение курсовой стоимости акций продолжается. Величина рыночной капитализации уже снизилась до 8,3 млрд долларов. Только за период с 12 по 29 октября произошло падение курса в 2,5 раза. Причина столь стремительного снижения заключается в скандале, разразившемся по поводу компании. Руководство Enron уже давно обвинялось в непрозрачности бизнеса. Но на этот раз обвинения в нарушениях пали на финансового директора компании, который вскоре потерял свой пост. Выявились также неполадки с предоставлением финансовой отчетности. К компании возник целый ряд вопросов со стороны Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC). Особенно много нареканий вызвало неоправданное изменение акционерного капитала Enron. Хоронить компанию пока рано. Все-таки, по итогам 2000 года объем продаж может превысить 200 млрд долларов, что может выдвинуть Enron в тройку мировых лидеров по этому показателю. Величина чистой прибыли за текущий год может оказаться максимальной за всю историю компании. Рентабельность бизнеса пока остается на низком уровне. При условии даже незначительного увеличения рентабельности прирост свободного денежного потока может достичь весьма существенных в абсолютном значении величин. Увеличение наличности могло бы решить многие насущные проблемы Enron. |