10.12.2001 Конструктор для шоколада и не только
Получить заказ на автоматизацию работы предприятия - сладкая мечта для любой ИТ-компании. Раз так, автоматизация кондитерской фабрики - это сладость в квадрате. А установка у кондитеров ПО для "трехмерного" проектирования - и вовсе удовольствие в кубе. Вот что получилось, когда система автоматизированного проектирования (САПР) была внедрена на ульяновской кондитерской фабрике "Волжанка". В конце девяностых ульяновская кондитерская фабрика "Волжанка" столкнулась с обычной для отрасли проблемой. С одной стороны, "оттаивающий" отечественный рынок кондитерских изделий подталкивал предприятие к раcширению ассортимента. С другой, построенной по типовому проекту начала 70-х годов фабрике было сложно выбросить на рынок что-то кардинально новое, отличное от продукции других таких же провинциальных комбинатов средней руки. Ульяновская кондитерская фабрика "Волжанка", основанная почти 35 лет назад, в прошлом году выпустила 37,7 тыс. тонн сладкой продукции более 200 наименований. На предприятии, которое с февраля 2001 года входит в кондитерский холдинг "СладКо", сегодня работает около 1,5 тыс. человек. Поскольку оборотных средств "Волжанки" явно не хватало на общероссийскую маркетинговую кампанию, на фабрике решили действовать проверенным методом -наращивать ассортимент. Однако разрабатывать новую продукцию приходилось дедовским способом. Работа над формой изделия у кондитеров выглядела примерно так: нарисованные ульяновским художником эскизы новой конфеты почтой отправлялись в Германию, по ним немецкие специалисты лепили требуемое изделие из гипса, а форму для его отливки в шоколаде изготавливали из пластика. Форма возвращалась в Ульяновск, в нее заливались шоколад и начинка, и полученное изделие поступало на суд дегустаторов и маркетологов "Волжанки". Не меньшую мороку доставлял и процесс изготовления упаковки. Весь путь сладости от рисунка до прилавка занимал при такой методике больше полугода. Но даже сокращение цикла разработки мало помогло бы "Волжанке", чьи основные фонды серьезно не модернизировались с момента открытия. "Раньше у нас порой случалась такая ситуация: сломалась шестерня привода конвейера, линия стоит, продукция горит в печах - вспоминает главный конструктор фабрики Михаил Державин, - а рассчет чертежа нового зубчатого колеса c огромной таблицей параметров мог занять и день, и два". Фабрике требовалось кардинальное решение этих двух проблем, и в начале 2000 года на предприятии создали новый конструкторский отдел, в который набрали выпускников технических вузов. В частности, выпускников кафедры "Системы автоматизированного проектирования" (САПР) Ульяновского государственного технического университета. По сути, выбор кадров определил дальнейшее развитие предприятия: на "Волжанке" стали внедрять САПР московской компании "Аскон". Пути автоматизации в провинции неисповедимы: место директора ульяновского офиса "Аскона" занимает доцент кафедры "Системы автоматизированного проектирования" УГТУ. "Чтобы обучить конструктора чертить на кульмане, нужен не один год, - говорит господин Державин, - а проектирование конструкций на компьютере гораздо проще и производительнее в 5-7 раз". "Волжанка" очень эффективно и, главное, разумно, подошла к внедрению. У фабрики много планов, при реализации которых не обойтись без САПР: дизайн новых изделий, проектирование оснастки (формочек для шоколадок), нестандартного оборудования, подготовка рекламных материалов на основе трехмерных моделей", - говорит глава "Аскон-Ульяновск" Сергей Афонин. На "Волжанке" утверждают, что теперь чертеж сложного зубчатого колеса можно выполнить чуть ли не за 20 минут. Кондитеры сделали даже своеобразную опись своего имущества - теперь трехмерные чертежи всех компонентов производственных линий заложены в компьютер. Как только что-нибудь ломается, конструкторский отдел немедленно отсылает распечатку схемы неисправного агрегата в ремонтный цех, где рабочие оперативно вытачивают на станках новую деталь. "Процесс прост, - утверждают на 'Волжанке'. - Поскольку в системе заложены чертежи всех компонентов, достаточно шелкнуть мышкой, например, на надписи 'бисквитный цех', как на экране появляется список его производственных линий. Щелкаешь по надписи 'линия #2' - на дисплее всплывает список включенных в нее узлов, потом достаточно нажать на надпись, символизирующую установку для формовки печенья, и агрегат перед вами на экране компьютера прямо как на ладони - можно повертеть в трех плоскостях, увеличить и просмотреть любой самый мелкий фрагмент". Впрочем, помощь в "латании дыр" на производстве, по словам Михаила Державина, не единственное занятие конструкторского отдела. Инженеры за полтора года работы успели спроектировать две новые линии для завода - установку для глазирования карамели из восьми единиц оборудования и конвейер для подготовки начинки для вафель из четырех единиц. Сейчас на "Волжанке" проектируют линию для глазирования печенья и производства конфет "Метеорит" (шарики из орехов, меда и чернослива, покрытые шоколадом). Но особенно Михаил Державин гордится созданной инженерами конструкторского отдела лабораторной установкой для изготовления крупных пустотелых шоколадных изделий (подарочных пасхальных яиц большого диаметра, дедов Морозов, зайцев и т.п.). "Агрегат пока что используется лишь для изготовления единичных образцов и маркетинговых исследований", -сетует главный фабричный конструктор. Установленных рабочих мест с САПР, по мнению господина Державина, тоже недостаточно: на четырех компьютерах работает семеро сотрудников. "Впрочем, трое из них постоянно крутятся в цехах", - поясняет Михаил Державин. Есть у ульяновского конструктора и мечта: он хочет организовать производство "шоколадных" линий прямо в ремонтном цеху "Волжанки" по собственным проектам. Обеспечение чертежами старых производственных линий и разработка новых конвейеров - объемная, но не единственная задача, которую исполняет на "Волжанке" САПР. Самым перспективным направлением на фабрике считают разработку новых продуктов (карамелек, батончиков, печенья) с использованием трехмерного проектирования. Хотя, по оценке Михаила Державина, на это направление сегодня приходится лишь 15% времени пользования системой, компьютерное проектирование сладких изделий позволяет с предельной точностью вычислить параметры будущей сладости: объем, плотность и габариты. Чем точнее расчет, тем большей экономии сырья добивается производитель. Понятно, что кульман в таких расчетах САПРу не конкурент. "Сегодня кондитерские компании идут по пути минимального веса и наибольшего зрительного объема", - отмечает господин Державин. Любопытно, что при подготовке к выпуску нового сложного по форме кондитерского изделия даже обладающие самой совершенной САПР разработчики все равно прибегают к ручному труду. Художник, например, рисует розочку, затем ее сканируют и переводят в цифровую форму, а САПР позволяет "вытянуть" основу будущей конфеты в 3D-модель. При этом будущий продукт можно заранее оснастить начинкой, растянуть по любой из трех осей и уже в таком виде посчитать базовые параметры, а на их основе - себестоимость производства. Главный бич разработчиков новой продукции как на "Волжанке", так и на любой другой кондитерской фабрике - маркетологи. "Как правило, они 'рубят' 9 проектов шоколадок из десяти", - говорит господин Державин. Когда очередной батончик нарисован в САПР, файл с ним отсылают по электронной почте на фирму, изготавливающую формы. С фирмы на фабрику приходит уже готовая пластиковая формочка размером с ладошку (при промышленном производстве на конвейере используется сразу более 6 тыс. таких формочек), горячий шоколад в нее можно залить ложкой, а когда застынет - определить "кусаемость" и прочувствовать, как новый шоколад тает во рту. Когда сам шоколад одобрен, настает очередь упаковки. Коробочки в САПР можно спроектировать любой формы: например, шести- и восьмигранные, игрушечные сундучки (для новогодних детских подарков). 3D-модель коробки можно раскрасить прямо на экране монитора, повертеть в трех измерениях, посадить в нее такие же виртуальные конфеты, а затем распечатать раскрой новой упаковки. Согласно исследованиям материнской структуры "Волжанки", кондитерского холдинга "СладКо", Россию вслед за западными странами постепенно покоряет "техно-стиль" шоколадной продукции. Конфета должна быть ребристой, словно автомобильный протектор, и иметь угловатые формы - чтобы легче ломаться. Именно над таким батончиком сейчас трудятся конструкторы "Волжанки". Ожидается, что в серию новая сладость поступит через 2-3 месяца. Батончик будет начиняться разными сортами ореха, а размер новинки - 25x130x13 - будет немного превышать параметры "Сникерса". На одной из действующих линий заводчане также намереваются запустить в течение квартала новое фирменное печенье "Волжанка", разработанное также не без помощи САПР. Вот только секрет его консистенции пока держится в тайне. |