12.11.2005 CNA и НАУЭТ проведут рейтинг B2B-, B2G-площадок
Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) и CNews Analytics объявили о проведении рейтинга B2B-, B2G–площадок. Уже на протяжении нескольких лет в России активно развиваются технологии электронной торговли. Созданы торговые электронные площадки, обеспечивающие оперативный доступ к информации, позволяющей отбирать наилучшие предложения поставщиков и даже осуществлять сделки в электронном виде. Крупнейшие компании используют элементы электронной торговли для повышения своих доходов и снижения издержек при взаимодействии с клиентами. По данным аналитиков, при использовании систем электронного бизнеса увеличение доходов может достигать 20%, а рост клиентской базы — 10%. Кроме того, снижение издержек на обеспечение процессов снабжения, на взаимодействие с клиентами, на исполнение заказа и доставку в среднем достигает 20%. Элементы электронной торговли также применяются в органах государственной власти. В настоящее время создается система электронной торговли для осуществления закупок продукции для федеральных государственных нужд. Также на региональном уровне некоторые субъекты РФ уже внедрили отдельные функциональные решения в области государственных закупок. Например, в Санкт-Петербурге автоматизирована процедура формирования бюджетной заявки — предварительного бюджетного планирования. В Новосибирске, Белгороде — процесс запроса котировок протекает с использованием информационных технологий. Экономический эффект от внедрения системы электронных госзакупок огромен. При их внедрении не только экономятся бюджетные средства, но и повышается прозрачность закупок и появляется возможность для более эффективного контроля над качеством работы органов государственной власти. Индустриально развитые страны имеют богатый опыт использования систем электронных закупок. Сегодня подобного рода системы успешно используются в европейских странах и в среднем приносят 10–12% экономии бюджетных средств. Так, например, в Швеции эта сумма составляет 100 млн. евро в год, в Ирландии — 175 млн. евро в год, в Норвегии — 100 млн. евро в год. В России экономия бюджета благодаря использованию различных систем электронных госзакупок составила в 2004 году 25%. Собственные электронные торговые площадки (ЭТП) созданы крупнейшими предприятиями России, такими, как РАО ЕЭС, ТНК, «Северсталь». Успешно функционирует целый ряд общеотраслевых электронных торговых площадок в таких сегментах, как металлургия, медицина, нефтехимия, сельское хозяйство, электротехника и др. Общий объем сделок, совершенных с использованием электронных торговых площадок (B2B), превысил $300 млн. Можно выделить основные проблемы, сдерживающие развитие электронной коммерции в исследуемых сегментах B2B и B2G: • отсутствие эффективной бизнес-модели при создании ЭТП; • неадекватные усилия организаторов ЭТП по информированию участников рынка об ЭТП и обучению участников; • низкий уровень удобства пользования системой (классификаторы товаров, реестры поставщиков и заказчиков, функции поиска не лучшим образом организованы); • проблемы юридического характера, в частности, сложность придания электронному документу юридической силы (обеспечивается использованием ЭЦП); • отсутствие инфраструктуры удостоверяющих центров, позволяющих осуществлять идентификацию пользователей; • соблюдение конфиденциальности (шифрование). В этой связи НАУЭТ и CNews Analytics разработали концепцию проведения рейтинга B2B-, B2G-площадок. К реализации данного проекта было решено привлечь независимое маркетинговое агентство PM Group. Основными целями данного рейтинга является выявление действительно эффективных систем электронной торговли, предоставление данной информации широкой общественности, оценка текущей ситуации на рынке электронной коммерции в сегментах B2B, B2G; уточнение их структуры по критерию принадлежности к той или иной отрасли. Данный проект предполагает построение рейтингов по следующим категориям: 1. система информационного обеспечения и автоматизации процедур размещения госзаказа; 2. компания-оператор системы электронных торгов; 3. компания-разработчик решений для автоматизации процедур формирования, размещения и контроля исполнения государственного заказа; 4. официальный сайт субъекта РФ, федерального органа исполнительной власти, муниципалитета; 5. отраслевая информационно-торговая система, электронная торговая площадка; 6. отраслевой информационный портал; 7. удостоверяющий центр. В рейтинге предполагается исследовать более 100 сайтов различных систем и отраслей электронной торговли по следующим критериям: масштабность системы, функциональность системы, дополнительный сервис, продолжительность работы, стоимость участия, соответствие ФЗ 94 (для B2G), бюджетная эффективность (для B2G). |