26.12.2005 Лучшие ресурсы рынка электронной коммерции
Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) объявила результаты проведенного комплексного анализа деятельности В2В и В2G-площадок электронной торговли по различным категориям. К работам по проекту было привлечено независимое маркетинговое агентство PM Group. Цель исследования – выявление наиболее эффективных B2B-, B2G-площадок, а также оценка текущей ситуации на рынке э-коммерции в России и уточнение его структуры. В ходе исследования были проанализированы 250 ресурсов по следующим категориям. 1. Система (проектное решение) информационного обеспечения и автоматизации процедур размещения госзаказа. 2. Компания-оператор системы электронных торгов (госсектор). 3. Компания-оператор системы электронных торгов (корпоративный сектор). 4. Компания-разработчик решений для автоматизации процедур формирования, размещения и контроля исполнения государственного заказа. 5. Отраслевая информационно-торговая система, электронная торговая площадка. 6. Межотраслевая информационно-торговая система, электронная торговая площадка. 7. Информационно-аналитический B2B-портал. 8. Проект системы электронных торгов и информационного обеспечения госзаказа для федеральных и региональных органов власти. 9. Официальный сайт федеральных органов власти, субъектов РФ и муниципальных образований. 10. Удостоверяющий центр. Критерии, по которым производилась оценка в той или иной исследуемой группе объектов рынка э-торговли, были следующими. В части программных проектов для торговых площадок во внимание принимались функциональная полнота системы, обеспечение различных форм торгово-закупочных операций (открытых, закрытых конкурсов, аукционов, досок объявлений и пр.), а также универсальность решения для использования его федеральными региональными органами власти в целях построения систем госзакупок. Компании-операторы оценивались по числу сделок, проводимых с использованием электронной системы. Фирмы-разработчики решений анализировались на наличие сертифицированных программистов, способных реализовывать сложные проекты, и число выполненных проектов. Информационно-торговые системы и электронные торговые площадки сравнивались по функциональным возможностям проведения торговых операций, аналитике, числу сделок. Информационно-аналитические порталы рассматривались с точки зрения предоставления пользователям наиболее полной новостной и аналитической информации, данных о поставщиках, потребителях, заказчиках и пр. Главным критерием здесь являлось количество подписчиков и качество аналитических материалов. Официальные сайты федеральных органов власти должны быть готовы к введению с 1 января 2006 г. нового федерального закона № 94–ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который предъявляет повышенные требования к информационному обеспечению госзаказов. В соответствие с ним все органы государственной власти обязаны выкладывать на сайт информацию о размещении госзаказов. В законе прописана структура такой информации и порядок ее размещения на сайте. Эти требования и были положены в основу их оценки. Удостоверяющие центры сравнивались главным образом по числу полученных ими сертификатов. При проведении исследования кроме этих критериев использовался и экспертный метод оценки таких показателей, как квалификация состава организации, масштаб работы, известность ресурсов. Исполнительный директор НАУЭТ Антон Никольский подвел краткие итоги проведенного исследования. Согласно полученным результатам, сказал он, торговыми площадками используются все формы проведения торгово-закупочных операций, однако преобладают наиболее простые – заказ котировок и доска объявлений (80%). Около 7% информационных порталов привлекли более 50 тыс. активных подписчиков, однако доминируют (17%) порталы с численностью пользователей от 1000 до 5000. Более 30% информационных порталов предоставляют аналитические материалы, которые обновляются и имеют достаточный объем. Анализ сайтов федеральных и региональных органов власти показал, что на сегодняшний день 54% официальных сайтов практически соответствуют работе в условиях нового закона. 39% из них имеют на главной странице раздел «Госзакупки». Возможность скачать конкурсную документацию предоставляет 51% сайтов. Извещения об итогах конкурса публикуются на 33% общего количества сайтов. В завершении объявления результатов рейтинга его лидерам были вручены почетные дипломы. |