10.04.2002 Виртуальная IT-служба для компаний
ASP-технологии позволяют получить в удаленном доступе - через Интернет - дорогостоящее программное обеспечение, высокопроизводительную вычислительную технику, а также недостижимый для малых и средних предприятий уровень качества и надежности информационного обслуживания. Теперь ASP привлекает все более широкое внимание IT-специалистов. Очевидно, скоро дело дойдет и до интереса компаний - потенциальных потребителей нового сервиса. На прошлой неделе в Москве прошел "круглый стол" "Модель ASP. Перспективы развития в России", организованный крупнейшей российской IT-компанией IBS (представлявшей совместный с транснациональной телекоммуникационной группой Cable&Wireless проект DataFort, см. "Известия" от 29 ноября прошлого года) и журналом "Эксперт". В мероприятии участвовали главным образом "айтишники" - и прежде всего поставщики "тяжелого", особо сложного программного обеспечения (так называемых ERP-систем), предназначенного для комплексной автоматизации предприятий. Что неудивительно, поскольку затраты на приобретение ERP-системы даже среднего класса, например Navision или Frontstep, не говоря об аналогичном по назначению продукте производства компании Oracle, уже на начальной стадии составят не менее $30 тыс. ASP-технологии способны радикально расширить рынок сбыта таких программных продуктов. Предприятие в этом случае платит не десятки тысяч за лицензию, а лишь тысячи за аренду программ, избавлено от необходимости закупать серверы и нанимать высококвалифицированный IT-персонал и даже может безбоязненно (т.е. даром) опробовать программное обеспечение в действии. А свой основной доход те же Navision и Frontstep так или иначе получат, даже не продавая лицензий на программные продукты, поскольку адаптация ERP-систем под нужды конкретной компании не зависит от технологии их эксплуатации. Именно адаптация (говоря о ней, участники "круглого стола" почему-то не стеснялись жаргонного словечка "кастомизация", происходящего, видимо, от английского customization - "изготовление на заказ") представляет собой наиболее трудоемкий, требующий квалифицированной аналитической работы этап внедрения. Этот этап и есть хлеб системных интеграторов. Готов ли наш рынок к ASP? Этот вопрос главный. Он, собственно, и обсуждался. Результаты выполненного аналитиками Gartner и Market-Visio исследования потенциального рынка оказались сколь любопытными, столь и странными. 7% охваченных исследованием компаний считают, что уже используют ASP, и еще столько же намерены использовать. Логичный вопрос "А знаете ли вы, что такое модель ASP?", к сожалению, не задавался. Оказывается, потенциальный потребитель услуги виртуальной аренды приложений - предприятие с числом занятых от 100 до 200 человек и годовым бюджетом до $100 тыс. А ответ на вопрос "Программное обеспечение каких производителей вы хотели бы использовать по модели ASP?" выявил удивительную картину. Безоговорочно лидирует Microsoft, которая не производит ничего сложнее операционных систем - товара, для ASP-аренды непригодного в принципе. На втором месте, уступая более собственного корпуса (если считать таковым высоту столбца диаграммы пользовательских предпочтений), уверенно идет "российский Microsoft" - фирма "1С". Это при том, что флагман российского коммерческого программирования никогда не высказывался положительно (хотя и плохого, кажется, тоже не говорил) по поводу ASP-модели эксплуатации своих программ. Интерпретировать это молчание можно лишь только одним способом, даже если не иметь представления об "1С:Франчайзинге". Программы производства "1С" предназначены исключительно для продажи. Не для аренды. Иное дело - пользовательская любовь номер три, корпорация "Парус". По словам возглавляющего ее Александра Карпачева, "Парусу" мешает имидж производителя бухгалтерских программ. Корпорация рвется на быстро растущий рынок системной интеграции, читай: ERP-систем. Случай в отечественной IT-промышленности редчайший, если не единственный. До сих пор, когда говорили "ERP", подразумевали иностранного производителя, и наоборот. Для полноты картины завершим перечень производителей программных продуктов, которые наш потребитель желает арендовать. Это "F1", АйТи, "Интеллект-Сервис" (торговая марка БЭСТ) и... "Консультант Плюс"! |