11.04.2002 Остерегайтесь всплывающих загрузок
В последние недели некоторые производители ПО стали подбивать операторов веб-сайтов не просто демонстрировать рекламу, а предлагать посетителям загрузить их программы. Зайдя на страницу, пользователь видит всплывающее окно, напоминающее предупредительное сообщение с таким, например, вопросом: Do you accept this download? Достаточно кликнуть на Yes — и запускается автоматическая инсталляция программы. «В подобных случаях вы даже не знаете, откуда взялась эта программа, а люди, которые этим занимаются, исходят из того, что посетители сайтов, как правило, отвечают Yes, — комментирует эксперт по компьютерной безопасности Ричард Смит (Richard Smith). — Это классическая дилемма между активным и пассивным выбором. — На самом деле человек должен сам запросить загрузку». Впрочем, в некоторых случаях посетителя даже не спрашивают, нужна ли ему программа. Она сразу устанавливается на жесткий диск — это особенно неприятная тактика, которую иногда называют drive-by загрузкой по аналогии с drive-by выстрелом, когда стреляют из проезжающей мимо машины. Пользователи жалуются на загрузки вируса, который автоматически переадресует их на порносайты, или новых dial-up программ, заменяющих существующие учетные записи. Недавно Федеральная торговая комиссия возбудила дело против тех, кто пользовался подобной тактикой для настройки dial-up экаунтов на дорогие номера 1-900. Однако все эти ужасные истории — исключение. Чаще всего производители программ просто используют загрузки для распространения легитимных продуктов. Один из широко известных примеров такой практики — Gator, компания, разработавшая программу для управления паролями и идентификаторами пользователя. Многие находят эту программу полезной, но Gator вводит в нее и некоторые сомнительные функции. В прошлом году компания попала под огонь критики за продажу рекламы, возникающей поверх других рекламных объявлений на таких крупных сайтах, как Yahoo. Позднее Gator отказался от этого, но примерно полтора месяца назад стал производить рекламную загрузку методом one-click opt-install (загрузи одним кликом) на разных партнерских сайтах. Сеть онлайновой рекламы L90 также продает one-click downloads на сотрудничающих с ней сайтах. На сайте L90 утверждается, что в эту сеть входят AllBusiness.com, The Golf Channel и Hollywood.com. Взгляни на меня! Рекламные загрузки — очередная уловка производителей ПО, помогающая им агрессивно распространять свою технологию среди более широкой аудитории. Часто они сочетаются со всплывающими рекламными окнами и другими «завлекалками». За последние полтора года, пока издатели искали новые источники доходов, чтобы компенсировать иссякающий поток рекламных долларов, технология интернет-рекламы подверглась коренным изменениям. Рекламные объявления увеличились в размерах, стали частично закрывать полезный контент или использовать для привлечения внимания звук. Но это лишь на крупнейших сайтах. В закоулках же интернета, где трафик меньше, прибегают к более смелой тактике. Некоторые веб-сайты инициируют до десяти всплывающих страниц или применяют другие трюки вроде «мышеловки», когда при попытке пользователя уйти со страницы открывается несколько новых окон. Такая сумятица создала рай для «всплывающих загрузок», так как потребителям трудно определить источник рекламы. Прибегая к загрузке через рекламу, Gator ускоряет распространение своего ПО OfferCompanion — электронного кошелька с маркетингом в нагрузку. Чтобы поддерживать это бесплатное ПО, компания продает почти 300 рекламодателям целенаправленную рекламу на OfferCompanion, где приводятся сравнительные цены. Технологии Gator уже получили широкое распространение благодаря многочисленным соглашениям об их включении в другие популярные приложения, такие как WeatherBug. Компания, по ее данным, имеет около 13 млн пользователей и приближается к насыщению рынка, что заставляет ее искать новые модели дистрибуции. Несколько веб-издателей сообщили, что L90 или Gator предлагали им внедрить такую рекламную загрузку, но они отказались из опасения оттока пользователей. Один из руководителей назвал рекламную загрузку «боеголовкой», так как файл «выстреливается» автоматически и всегда работает в фоновом режиме. Программа проверяет, не содержится ли уже в компьютере ее копия, совместима ли с ней система и разрешены ли cookies. Слишком просто? Хотя у посетителей есть возможность сказать No, программа Gator — простейший способ загрузить свое ПО на их компьютеры. Компания провела широкое исследование, чтобы определить, насколько этот способ распространения ПО эффективен, и результаты превзошли все ожидания. Gator покупает рекламы тысячами, но сколько платит за них, не сообщает. По данным источников в рекламной индустрии, компания тратит от 2 до 5 $ за тысячу объявлений. Обычная прокрутка рекламы на таких крупнейших сайтах, как Yahoo, стоит от 7 до 20 $. У Gator множество сайтов-компаньонов, которым он платит по 1 $ за каждого посетителя, загрузившего ПО компании. Gator — не единственный производитель ПО, использующий данную тактику для привлечения клиентов. Рекламной загрузкой пользуются также Activator Download и C2 Media. Тем временем InternetFuel, компания, специализирующаяся на маркетинговых услугах, продает производителям ПО идеи по увеличению числа загрузок. «Вашему онлайновому бизнес-приложению требуются загрузки? InternetFuel сможет эффективно предложить их пользователю. У нас есть самые разнообразные способы», — говорится на сайте компании. Представительница L90 сказала, что в их сети рекламные загрузки разрешены. По ее словам, рекламу от Gator в их сети применяют 150 издателей, а также общество издателей Zonfire. В число сайтов, использующих автоматическую загрузку, входят Innovators of Wrestling, MP3Yes.com, а также сайт веб-сообщества EZBoard. Эти сайты часто запускают так много всплывающих окон, что трудно бывает определить, откуда происходит загрузка. По словам представителя Interactive Advertising Bureau (IAB), данная практика настолько нова, что организация пока не может дать никаких комментариев по этому поводу. Но в целом IAB поддерживает те способы рекламы, которые четко обозначены и не вводят в заблуждение. Недавно IAB открестилась от инициативы Gator, назвав онлайновую рекламу «кодексом обязательств», когда признается важность четкого обозначения рекламы и ее источника. «Потребители хотят иметь полный контроль над своими ПК, — говорится в заявлении президента IAB Джефа Макфаддена (Jeff McFadden). — Они не могут понять, кто виноват в появлении этой массы незваных окон, и их это раздражает. Таким образом реклама становится безответственной, что подрывает репутацию всей индустрии онлайновой рекламы». |