06.06.2002 В Рунете слишком много СМИ?
Когда в сетевую журналистику придут оффлайновые монстры, для интернет-СМИ настанет час заката. Но пока этого не произошло, у сетевых информационных проектов существует явное преимущество перед традиционными СМИ, за исключением, конечно, национальных телеканалов, чья аудитория заведомо превышает аудиторию Интернета в десятки раз. Ни одна газета не может поспорить с Интернетом по оперативности предоставления информации, низкой затратности, влиятельности, индексу цитирования, а еженедельный тираж самой крупной газеты в 60-70 тысяч (реальный, а не завышаемый) легко перекрывается ежедневной посещаемостью той же Lenta.RU. Так трезво оценивают сегодняшний рынок интернет-СМИ известные деятели сетевой журналистики, которые приняли участие в семинаре "Интернет и журналистика", прошедшем 31 мая в Интернет-Центре 'QUO Vadis?' по инициативе ИА "Росбалт" при поддержке "Альфа-банка" и компании "Веда". Среди них были Антон Носик (Lenta.RU, Rambler Internet Holding), Михаил Гуревич (Utro.RU, РосБизнесКонсалтинг), Юлия Миндер (Lenta.RU), представители петербургского Интернета: Павел Житнюк (Росбалт.RU), Даниил Адасинский (ex-"Виртуальный Петербург"), Алексей Андреев (ex-"Нетоскоп"), Денис Панин ("Петербург Online") и другие представители российских интернет-СМИ, журналисты. В настоящее время рынок интернет-СМИ более чем насыщен информационными ресурсами. На днях глава Минпечати М. Лесин, выступая на Всероссийском совещании главных редакторов СМИ, заметил, что в России функционирует слишком много электронных СМИ: сейчас в стране зарегистрировано 6,5 тысяч электронных средств массовой информации, в то время как "легальных средств" хватает лишь только для 50% из них. Эта информация прошла на сайте Weblook.RU - сетевом обозрении Интернета. Что любопытно, именно подобным сайтам (таким, как Webplanet.RU, Runet.RU) участники семинара отказали в праве носить гордое имя СМИ и присвоили наименование "частного проекта". А главного редактора Вебпланеты Антон Носик даже назвал "бедным студентом, который всеми способами пытается заработать". Впрочем, в последнее время стало действительно трудно отличить действительно СМИ от информационного сайта, и формальный признак - лицензия Минпечати - здесь не помощник. Похоже, единственным объективным критерием СМИ остается его популярность, высокая посещаемость и индекс цитирования. В отличие от общероссийских сетевых СМИ (Lenta.RU, Gazeta.RU, Strana.RU, Ytro.RU), региональные информационные проекты не могут похвастаться высокой посещаемостью. Развитие региональных СМИ во многом зависит от экономики региона в целом, от развитости отрасли интернет-технологий, от инвестиций, от вкладываемых рекламодателями средств. Проблема окупаемости веб-ресурсов стоит для владельцев региональных сайтов крайне остро и зачастую является причиной закрытия проектов. Участники семинара попытались сделать небольшой анализ рынка петербургских СМИ в Интернете и удрученно констатировали, что, похоже, питерские СМИ отсутствуют как факт: Активист изображает феникса, возрождающегося из пепла, Петербург Online непотопляемый, но полумертвый, ДП занимает специфическую нишу и имеет весьма странную бизнес-модель, основанную на незнании того факта, что любые архивы можно найти в Интернете в свободном доступе. Фонтанка имеет тенденцию к росту, но слишком явно ангажирована, Росбалт.RU имеет высокую посещаемость, но не является чисто питерским ресурсом. В результате появился резонный вопрос: а нужны ли питерские СМИ Рунету вообще? В любом случае, ниша городского портала Санкт-Петербурга пустует, возможно, кто-то в ближайшем будущем сочтет для себя перспективным ее занять. Впрочем, задали себе вопрос участники семинара, доколе владельцы региональных сайтов будут жаловаться на низкую посещаемость, если максимальное число интересующихся городскими новостями, скажем, Екатеринбурга, равно количеству подключенных к Интернету екатеринбуржцев, и больше быть ну никак не может? Проблемы питерского Рунета выглядели явно слабовато на фоне вопросов, обсуждаемых московскими коллегами, к примеру, темы авторского права в Интернете и защиты чести и достоинства, агрессивного маркетинга on-line СМИ, экспансии традиционных СМИ в Сеть, рекламы в Интернете. Одной из животрепещущих тем для всех сетевых журналистов и владельцев сайтов является проблема защиты доброго имени издания от клеветы, которая так легко распространяется в Интернете и за несколько часов может облететь все крупнейшие информационные ресурсы. Однако, вопреки бытующему убеждению, что лучшим средством борьбы может быть только открытый судебный процесс, Антон Носик отметил, что зачастую это может навредить гораздо больше, чем простое игнорирование обидчиков. Во-первых, подать в суд означает неминуемо привлечь всеобщее внимание к нежелательной публикации. Во-вторых, даже добившись опровержения, которое, по закону, должно быть опубликовано в том же месте и в том же тиражном объеме, вы не получите такого количества рекламных баннеров, которое было "откручено" на скандальную новость, и эту новую информацию мало кто заметит. Так что руководитель крупнейшего российского интернет-СМИ призывает относиться равнодушно к нападкам недоброжелателей, даже в ущерб собственной гражданской позиции. Тем более что в плане беззакония и коррумпированности Интернет не отличается от всех прочих реалий российской действительности, а законы у нас, как заметил Носик, хоть и есть, но не соблюдаются. Вопрос о том, почему же все-таки уважаемые интернет-СМИ так любят использовать в плане раскрутки "желтые" баннеры, был аккуратно обойден, несмотря на то, что на семинаре присутствовали главные редакторы этих самых СМИ. Были продемонстрированы целые коллекции шокирующих баннеров (оказывается, хобби собирать их есть у многих), которыми грешат и Lenta.RU (называя их "имиджевыми"), и Strana.RU, и Dni.RU, и в особенности Ytro.RU. Использовать их будут, скорее всего, так долго, как они будут эффективны. А это уже, извините, вопрос культурного и интеллектуального развития публики, повышающей CTR таких баннеров-обманок. Хотя многие придерживаются мнения, что аудиторию необходимо воспитывать. В последнее время много говорят об активном внимании, которое начинают уделять сети Интернет и печатные СМИ. К примеру, сайт газеты "Известия" стал одним из наиболее посещаемых новостных ресурсов Рунета, и обращение к Сети становится общей тенденцией маркетинговой стратегии традиционных средств массовой информации. Всех on-line журналистов волнует, как будут складываться взаимоотношения между off-line и сетевыми СМИ, сотрется ли в будущем грань между традиционной и сетевой журналистикой, кто победит в итоге сегодняшней конкурентной борьбы за аудиторию? Еще в 2001 году можно было смело утверждать, что интернет-СМИ неизбежно отнимает у своих оффлайновых коллег и аудиторию, и рекламные бюджеты. Низкая себестоимость и меньшая зависимость от крупных инвестиций делала сетевые издания и менее зависимыми, менее управляемыми и монополизированными. Признав свое поражение, с недавних пор многие традиционные СМИ обратили свой взор к интернет-технологиям, осознавая все преимущества крупного информационного сайта. И, надо признаться, с их мощными корреспондентскими сетями, оперативностью и объемом информации сетевые СМИ могут оказаться забытыми. Однако это станет возможным, если сайтом будут управлять грамотные в отношении интернет-технологий менеджеры, а новости писать журналисты, знакомые со спецификой гипертекста. Пока что по-настоящему эффективно использует возможности Сети лишь газета "Известия". В итоге вне рамок обсуждения остались многие интересовавшие участников вопросы, в основном касающиеся традиционной журналистики в Интернете: отношение off-line журналистов к Интернету как профессиональной среде и среде общения, проблемы использования Интернета как источника достоверной информации в традиционной журналистике, специфика представления текстовой информации on-line, о которой часто забывают авторы. Однако, причиной этому послужила вовсе не нехватка времени, а скорее, тот факт, что большинство журналистов оффлайновых СМИ не считают это важной и насущной темой для себя и даже не посещают подобные мероприятия. Так что спросить было не у кого... |