23.08.2002 ВЛАСТИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ВОЛГОГРАДА ВКЛАДЫВАЮТ ПЕРВЫЕ РУБЛИ В ФУНДАМЕНТ БУДУЩЕЙ ИНТЕРНЕТ-СИСТЕМЫ
"Товары - по телевизору, а деньги за них - по телефону" - это не электронная коммерция. Настоящая электронная коммерция - это поиск нужных товаров и услуг, заключение сделок с использованием эффективных телекоммуникационных систем. Это завтрашний день торговли. А сегодняшний день - это интернет-сайты отдельных промышленных предприятий с информацией о продукции и ценах. Это толстенный общероссийский справочный бюллетень по товарам и ценам под названием "Оптовик" и назойливая реклама товаров и услуг в печатных и электронных СМИ. Наконец, это множество мелких оптовиков, буквально на своем горбу перемещающих товары от крупных оптовиков к розничным торговцам. Что делается сегодня в Волгоградской области для того, чтобы электронная торговля стала реальностью? Проблемами ускорения "электронного завтра" российской торговли озабочено сегодня множество людей. Предпринимаются конкретные шаги по созданию интернет-торговых площадок, интернет-бирж, интернет-торговых домов. Особых успехов пока нет. Тому немало объективных причин. Во-первых, руководители многих предприятий хорошо знают своих потенциальных покупателей и поставщиков и предпочитают работать по старинке. Во-вторых, электронные платежи и электронные подписи распорядителей финансов у нас пока еще остаются экзотикой. В-третьих, в стране отсутствует нормальная инфраструктура оптовой и мелкооптовой торговли. Крупные оптовики закупают большие партии товаров по низким ценам у российских производителей и за рубежом. Товары эти на московских оптовых рынках покупают мелкие оптовики - "внутренние челноки" с региональных оптовых рынков. Они отбирают товар, расплачиваются наличными и увозят закупленное, как правило, на автобусах. Потом эти товары выставляются уже на региональных рынках для владельцев местных магазинов, киосков, лотков. Все участники процесса имеют свой процент. В проигрыше остается только розничный покупатель, стоящий в конце цепочки. Однако долго так продолжаться не может. Россия стремительно интегрируется в мировое экономическое пространство, и существующие способы продвижения товаров тормозят ее экономическое развитие. Подготовка к созданию центра электронной коммерции ведется на волгоградском АО "Торгово-выставочный центр (ТВЦ) "Нижняя Волга". Озабочена проблемой создания "электронной витрины" продукции промышленных предприятий - своих членов Волгоградская торгово-промышленная палата (ВТПП). Наконец, волгоградская мэрия всерьез заинтересовалась возможностью автоматизации процессов проведения конкурсов, организуемых муниципальными структурами для обеспечения необходимыми товарами и услугами. Использование возможностей интернета здесь может значительно расширить круг участников конкурсов, обеспечить наибольшую экономию бюджетных средств. В июле ТВЦ "Нижняя Волга", Волгоградская торгово-промышленная палата и муниципальное учреждение Волгограда "Городской информационный центр" (ГИЦ) с благословения администрации Волгограда заключили соглашение о создании рабочей группы для проработки концепции и технического задания на создание системы электронной коммерции. Проработки эти должны быть закончены до конца текущего года. Один из возможных результатов - приобретение разработанной фирмой "ТОПС" системы автоматизации процесса тендерных закупок, внедряемой в настоящее время в Новосибирске. Программное и организационное обеспечение этой системы, по мнению специалистов МУ "ГИЦ", можно использовать для создания единой городской базы данных и информационной поддержки электронной коммерции. На первом этапе функционирования системы МУ "ГИЦ" предусматривает предоставление посетителям соответствующего интернет-сайта информации о предприятиях Волгограда и области, выпускаемой ими продукции и ценах на нее. Этот проект носит условное название "электронная витрина предприятий Волгограда и области". Посетители сайта должны получить возможность поиска нужных им товаров с учетом, например, устанавливаемых ограничений по цене. Сайт может содержать и сведения о продукции и услугах предприятий, не имеющих выхода в интернет, при условии предоставления ими необходимых данных в МУ "ГИЦ". В дальнейшем "Электронная витрина:" должна превратиться в полнофункциональную интернет-систему электронной коммерции, позволяющую осуществлять и реальные сделки между нашедшими друг друга продавцами и покупателями. Есть и другой путь создания системы электронной торговли. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) обратился к некоммерческому партнерству "Совет директоров предприятий и организаций Волгоградской области" с предложением принять участие в создании регионального интернет-торгового дома (РИТД) как дочернего предприятия межрегиональной интернет-торговой сети (МИТС). РИТД будут создаваться во всех регионах в форме ООО, в которых 51% уставного капитала будет принадлежать МИТС, а 49% - региональным учредителям. От учредителей требуется внесение на возвратной основе на срок до 6 месяцев $30 тыс. для реализации мероприятий по запуску РИТД и привязки его к МИТС. Вклад МИТС, по-видимому, будет включать организационное и программное обеспечение системы. Авторы предложения утверждают, что учредители не пожалеют о временных затратах, поскольку станут совладельцами прибыльного бизнеса. По приблизительным оценкам ежемесячная прибыль РИТД может составить несколько сотен тысяч долларов. Предполагается, что в РИТД будет, как минимум, два уровня: региональный и районный (к районному можно отнести и уровень отдельных крупных оптовых рынков, и уровень небольших городов). МИТС, по замыслу организаторов, позволит проводить электронные торги в системе оптовой, мелкооптовой и даже розничной торговли. МИТС может стать рынком эффективной конкуренции, где большое количество покупателей будет совершать сделки с большим количеством продавцов, причем критерием эффективности для тех и других станет прибыль. Производители и крупные оптовики смогут снизить цены и выигрывать на росте оборота, покупатели смогут находить оптимальное для них соотношение цены и качества товаров. Адаптированность МИТС к сегодняшним российским реалиям может выражаться в том, что помимо интернет-пользователей она будет охватывать продавцов и покупателей, не имеющих доступа в интернет. Для этой цели в МИТС предусматривается служба сбора и распространения информации о спросе и предложении традиционными на сегодня способами. Пользователи МИТС будут иметь возможность размещать предложения (оферты) о намерении продать товар и информацию о намерении купить товар - в виде заявки-оферты и запросы; осуществлять поиск продавца или покупателя, продукции - по любым атрибутам; согласовывать условия сделок и заключать их с использованием удостоверенной электронной подписи; обмениваться друг с другом документами; изучать конъюнктуру рынков и получать различные справки; производить оплату товара через интернет. Для нормальной работы РИТД в регионах будет создаваться брокерская сеть. По оценкам специалистов, уже в первый год после создания МИТС будет оперировать с несколькими сотнями тысяч предложений и заявок пользователей, а ее ежемесячная прибыль может составлять до $10 млн. По какому пути пойдет становление и развитие электронной коммерции в Волгоградской области, покажет ближайшее будущее. |