26.08.2002 ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ РЫНОК ХОСТИНГА
Отечественный рынок хостинга хотя и отстает от западного, но тоже быстро развивается. Сейчас этим сервисом занимаются почти все интернет-провайдеры, а также ряд специализированных компаний, всего более 200. Ярко выраженного монополиста нет, а доля подавляющего большинства игроков не превышает 1%. В этом списке уже почти два года лидирует компания «Зенон Н.С.П.». Состав первой десятки ведущих хостинг-провайдеров также постепенно стабилизируется. Как было отмечено на последнем Российском интернет-форуме (РИФ), за год в российском хостинге произошли серьезные перемены: появились новые игроки, открылись центры обработки данных мирового уровня, хостинг-провайдеры повысили вычислительные и коммуникационные мощности своих площадок и снизили цены, возникла специализация хостинг-провайдеров. Все это говорит о том, что рынок становится более развитым. К сожалению, он продолжает оставаться малоисследованным, и оценки его объема весьма приблизительны. Так, министр связи РФ Л.Д. Рейман в докладе, посвященном итогам работы ведомства, сообщил, что за год объем отечественного рынка интернет-услуг вырос на 50% и составил в 2001 г. 220 млн. долл. На долю web-хостинга, который является частью этого рынка, приходится, по разным оценкам, от 10 до 50 млн. долл., но этот сегмент быстро растет и, по прогнозам некоторых хостинг-провайдеров, к 2005 г. достигнет внушительной цифры - 150 млн. долл. По данным РОСНИИРос (до недавнего времени единственного регистратора доменов в зоне .ru), с марта 2000 г. по сентябрь 2001 г. число сайтов, обслуживаемых хостинг-провайдерами, выросло с 23,2 тыс. до 83,3 тыс., т.е. более чем в 3,5 раза. При этом 55,5 тыс. из них существуют благодаря web-хостингу. Для России это неплохой показатель. Важно, что отечественный бизнес проявляет все больше интереса к Сети. Как показал целевой опрос инвестиционных компаний и фондов, проведенный недавно интернет-площадкой М&А Plaza, 23,5% респондентов связывают будущее своего бизнеса с Интернетом, а 55% планируют с его помощью решать часть задач. Свой сайт имеют около 60% респондентов, 46% уже внедрили ряд решений на основе Интернет-технологий, 42% сделают это в ближайшее время и лишь 10% не видят в этом необходимости. А что думают о перспективах хостинга сами провайдеры? Участники «круглого стола», проведенного недавно агентством News.ru, констатируют, что спрос со стороны предприятий на размещение интернет-сайтов на территории провайдера существует и имеет тенденцию к росту. Провайдеры связывают это прежде всего с оживлением деловой активности в стране, а также с ростом числа пользователей Сети (в прошлом году, по данным компании МИС-информ, число российских пользователей Интернета выросло на 47% и достигло 5 млн., а в этом году превысит 6,1 млн). Сегодня Интернет - реальный инструмент бизнеса, и понимание этого уже приходит к российским компаниям. И хотя многие из них до сих пор предпочитают более дешевый виртуальный хостинг, появился интерес к комплексным решениям - так называемый managed-хостинг, который помимо аренды сайта включает и ряд дополнительных услуг: размещение оборудования, аренду программного обеспечения, администрирование, обеспечение безопасности, мониторинг подсистем, резервирование, сбор статистических данных и отчетность. Это говорит о том, что наш рынок развивается в русле общемировых тенденций. А значит, перед отечественными хостинг-провайдерами открываются неплохие перспективы. |