28.08.2002 ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ НОВОЙ ПОИСКОВОЙ СИСТЕМЫ TURTLE ПОЗВОЛЯЮТ ЕЙ КОНКУРИРОВАТЬ С GOOGLE
С содержательной точки зрения российский Интернет не вызывает большого восторга. Это признают все - от рядовых пользователей до министра печати Михаила Лесина. Зато количественный рост налицо. Объем русскоязычных Интернет-документов увеличивается постоянно и составляет сегодня около 100 миллионов. А значит, появление новых инициатив в области поиска просто гарантировано. 27 июня 2002 года состоялся запуск нового поискового сервиса www.turtle.ru, разработанного специалистами группы компаний Stack. Кстати, известная поисковая система Рамблер, проект Рамблер-Болгария, ресурс Рамблер-Медиа и рейтинг Rambler's Top 100 - во многом плоды усилий разработчиков Stack Group. Президент Stack Group Сергей Лысаков утверждает: внешние инвестиции в процессе разработки не привлекались, а все работы велись в рамках «штатного» бюджета на НИОКР. Высокоскоростные каналы для обеспечения доступа к поисковой системе предоставляет RTComm.ru, причем обе компании заявляют, что RTComm.ru не является акционером Turtle. Пафос выступлений участников проекта будит воспоминания о российских интернет-стартапах недавнего прошлого. В частности, Сергей Лысаков утверждает, что Turtle «начала себя окупать» еще до начала публичного использования - в рамках локальных проектов. Не менее амбициозны и заявления о том, что причиной создания нового поискового механизма стало стремление охватить все документы русскоязычного Интернета. Наконец, по словам разработчиков, Turtle «максимально масштабируема» и программировалась «как система мирового уровня». Заместитель генерального директора Stack Group и главный разработчик Turtle Дмитрий Крюков считает, что при условии значительных инвестиций в аппаратное обеспечение технические возможности Turtle позволят ей конкурировать с Google. Разумеется, не обошлось без ссылок на «Электронную Россию»: Сергей Лысаков утверждает, что масса функций Turtle «специально затачивалась» для участия в проектах федеральной целевой программы. Остается только гадать, что это может означать на практике. Похоже, никаких соглашений и договоренностей с ведомствами, курирующими исполнение «ЭР», у Stack Group пока нет. Но, судя по всему, определенные надежды возлагаются на альянс с RTComm.ru, крупным транснациональным провайдером, среди акционеров которого значатся Связьинвест, Ростелеком и РТК-Лизинг, обладающие сильным лобби. В Stack Group признают: соперничество на рынке, где активно действуют «Яндекс», Google, «Рамблер», «Апорт» и ряд других игроков, весьма сильное, причем лидерами Сергей Лысаков считает «Яндекс» и Google. При этом он намекает на «недостатки» каждой из упомянутых систем, тогда как авторы Turtle явно стремились добиться технологических преимуществ. Так, система способна находить первоисточник по большому фрагменту текста, позволяя фиксировать различные формы плагиата и отсеивать «нечеткие дубли» документов. Обещано, что на фоне увеличивающегося времени реакции известных поисковых систем (плата за растущие объемы баз данных) Turtle благодаря новым алгоритмам сможет обрабатывать запросы за 0,5 секунды, в то время как объем проиндексированных системой документов уже превышает 81 млн. единиц. Ближайшие пути развития Turtle - реализация сервисов, привычных для пользователей других поисковых систем, и поставка платных услуг. Stack Group намерена активно работать и на корпоративном рынке: предполагается вести разработку специализированных приложений для заказчиков, нуждающихся в специфических системах поиска. При этом Дмитрий Крюков утверждает, что региональные провайдеры уже заинтересовались возможностями построения «ячеек» Turtle. Реклама проекта в Интернете, разумеется, будет присутствовать, однако никаких массированных рекламных кампаний, в том числе и на телевидении, пока не планируется. Активный маркетинг, по признанию Сергея Лысакова, понадобится тогда, когда речь зайдет о «капитализации системы». Рынок встретил появление нового игрока спокойно. Главный редактор «Яндекса» Елена Колмановская сказала, что ничего определенного о перспективах этого проекта сказать пока нельзя: система только-только запущена и «еще явно сырая». Turtle может стать успешным проектом, - подчеркнула Колмановская, - лишь обеспечив качественно новый уровень поиска, а как раз в этом специалисты «Яндекса» сильно сомневаются. Заместитель гендиректора «Рамблер Интернет Холдинг» Иван Засурский не рискнул предсказывать судьбу Turtle, но отметил, что один из главных плюсов новой поисковой системы - «непохожесть» на аналоги: получаемые по итогам поиска подборки отличаются от результатов работы других систем, что позволяет использовать Turtle как дополнительный инструмент. «Это может быть важно не столько для массового пользователя, сколько для буквоедов, которым важно ничего не пропустить», - считает Засурский. Что касается рентабельности проекта, то Елена Колмановская напоминает: «Создание поисковых машин не является регулярной отраслью бизнеса - у каждого «поисковика» в некотором роде свой путь». В свою очередь, Иван Засурский подчеркивает: «Здесь нет общего правила, все зависит от конкретной ситуации, тех усилий и средств, которые вкладываются в развитие бизнеса... Если говорить об успехе проекта, то понятно, что, вложив от десяти до двадцати пяти миллионов долларов, можно добиться значительного притока пользователей, хотя в коммерческом отношении это приведет к потерям. Думаю, перспективы скорее связаны с возможностями использования системы для поиска по конкретным ресурсам. Впрочем, увидим - пусть расцветают все цветы». Вероятно, мы стали свидетелями появления жизнеспособного в техническом отношении решения. Однако перспективы развития Turtle как проекта коммерческого весьма туманны. Подождем, пока дело дойдет до «капитализации». |