23.09.2002 МОБИЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ СТАНЕТ ДВИЖУЩЕЙ СИЛОЙ В ОБЛАСТИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ?
Мобильная связь и Интернет были главными двигателями мировых телекоммуникаций прошлого десятилетия. В случае объединения обеих отраслей в "мобильный Интернет" получается движущая сила для отрасли на будущее десятилетие. По крайней мере, в теории. Об этом пишут специалисты Международного союза электросвязи (ITU) в своем первом отчете "Интернет для мобильного поколения". Хотя ITU не обещает коммерческого бума мобильного Интернета в ближайшие пару лет, уже в 2002 году решено впервые оценить готовность разных стран к самой этой идее. При составлении "индекса мобильного Интернета" учитывалось множество различных параметров, в частности положение со строительством сотовых сетей третьего поколения (3G), доступность мобильных устройств для населения и наличие специального контента для мобильных услуг. Лидерами индекса стали Гонконг, Дания и Швеция. В первую двадцатку вошли все западноевропейские страны, США (5-е место) , Южная Корея (7-е) , Канада (11-е) , Сингапур (13-е) , Австралия (18-е) и Япония (20-е). Наша страна в этом индексе занимает 52-е место. Как пояснила "Ведомостям" аналитик ITU Лара Шривастава, благодаря сравнительно низкой цене пользования сотовой связью и Интернетом у России оказался очень хороший показатель по параметру "использование" (11-е место). Слабым местом оказался параметр "рыночные условия" (118-е место). На него влияет наличие неприватизированного оператора связи, занимающего монопольное положение, уровень конкуренции, а также наличие или отсутствие отдельного независимого регулирующего органа. Мобильный Интернет чаще всего связывают с третьим поколением сотовой связи, отличительной особенностью которого является высокоскоростная передача данных. Но, как пишут специалисты ITU, самый значительный переворот в концепции сотовой связи происходит даже не при переходе к 3G, а при модернизации существующих сетей до так называемого "второго с половиной поколения". Именно эти технологии (например, уже работающая в Москве технология GPRS) позволяют мобильным устройствам постоянно находиться в режиме online. Более того, несправедливым оказывается и распространенное представление о самом 3G как о возможности смотреть видеоклипы на экране телефона. Как рассказывал "Ведомостям" вице-президент по глобальной стратегии группы беспроводных сетей Lucent Technologies Дэвид Потычный, наиболее перспективным является производство не трубок 3G, а специальных карт, которые можно было бы вставлять в разъем ноутбука. Благодаря такой карте со встроенной антенной ноутбук будет иметь постоянный доступ к Интернету. Экран ноутбука позволяет полноценно просматривать и видео, и Интернет-сайты, что невозможно на экране самого продвинутого мобильного телефона. Оказывается, вовсе не обязательно ждать, когда сотовые операторы решатся инвестировать в сети 3G. В той мере, насколько мобильный Интернет необходим бизнесменам, он возможен уже сегодня. Исполнительный директор холдинга eHouse Владислав Улендеев рассказал, что он сам практически во всех международных аэропортах пользуется простым и дешевым решением мобильного Интернета по технологии 802. 11b. "Главное, что дает мобильный Интернет, - это мобильность, как ни странно это звучит. Ведь именно из-за мобильности люди покупают ноутбуки и карманные компьютеры, - говорит Улендеев. - Отсутствие мобильного Интернета привязывало их к обычной телефонной линии". Улендеев дал понять, что холдинг eHouse готовит специальное решение, которое позволит реализовывать мобильный Интернет локально, например в московских ресторанах или кофейнях. Как свидетельствуют исследования экспертно-аналитического центра "СК Пресс", в 2001 году в России было продано более 100.000 ноутбуков (рост продаж за год составил 47% ). Практически все покупатели ноутбуков - бизнесмены, для которых было бы совершенно логично воспользоваться и мобильным Интернетом. |