21.03.2018 Долгая дорога из Поднебесной
Почти за два столетия до наступления новой эры из древнего города Сиань, что был в те времена столицей империи, отправился первый караван по дороге, названной впоследствии Великим шелковым путем. Каковы же были исторические предпосылки для этого начинания, значение которого трудно переоценить для всей мировой истории?.. Дело было так. Император Поднебесной очень хотел достраивать Великую китайскую стену, но заниматься созиданием ему мешали постоянные набеги кочевников с севера – гуннов, воинственные кочевники разоряли китайские поселения, тем самым нанося значительный экономический ущерб молодому государству. Вести боевые действия правителю было не с руки, поэтому он отправил к кочевникам дипломатическую миссию, договариваться о таком нужном государству перемирии. Послы императора в поисках гуннов добрались аж до знаменитой Ферганской долины – тогда на ее территории располагалось древнее государство Хорезм. Китайских посланников поразили роскошь и богатства той страны, а особенно – легконогие скакуны, невиданные прежде в Поднебесной. Китайские лошадки были низкорослы, мохноноги, неказисты, выносливы, правда… Но их рабочие, хозяйственные качества не могли, разумеется затмить красоты и элегантности среднеазиатских лошадей. Послы императора воротились домой и доложили, что для торговли и обмена товаров в новых землях более чем достаточно. Недолго думая император повелел снарядить караван – так было положено начало первому в истории торговому каналу, по которому происходила доставка из Китая грузов с товарами. После Хорезма был проложен путь и далее на запад, к финикийским портам, к греческим городам-факториям на берегах Черного моря. Караваны шли очень медленно, путь от Поднебесной до восточного побережья Средиземного моря занимал около полугода и больше, если не случалось каких-либо непредвиденных обстоятельств на пути следования. По достижении портов Леванта, караваны разгружали и товары переносили на морские суда, чтобы отправить уже по морю к флорентийским, венецианским и византийским купцам. Везли, в основном, такие товары, которых не производили ремесленники иных стран: прежде всего, шелк, также – чай, драгоценные камни и изделия из них, медную и бронзовую утварь. И в обратную дорогу караваны не отправлялись порожними; критерий эффективности – и по сей день главенствует для грузоперевозок в Китай и из Китая… |