14.10.2003 Ажиотаж вoкруг электрoнных книг утих, нo cпрoc на них остался
На пике интернет-бума электронные книги представлялись единственно возможным будущим для книгоиздательства, в то время как бумажные издания должны были мирно сгинуть в корзинах для мусора. Однако время идет, а электронные книги так до сих пор и не заменили своих бумажных собратьев у читателей, все еще предпочитающих переворачивать страницы книг своими руками, греясь у камина. "Кратковременная эйфория по поводу электронных книг теперь в прошлом", - говорит Арно де Кем, ведущий издатель электронных книг из компании Springer. Три года спустя после того, как электронные книги достигли пика своей популярности, книгоиздатели, собравшиеся на ежегодную книжную ярмарку во Франкфурте-на-Майне, гораздо более реалистичны. В прошлом месяце ведущий книгопечатник США Вarnes & Noble Inc объявил о снижении производства электронных книг. "Мы видим, что уровень продаж не соответствует нашим ожиданиям", - сообщил представитель издательства. Ожидания оказались преувеличенными, и сейчас издатели видят в электронных книгах незначительный сегмент рынка, который, если и растет, то гораздо медленнее, чем планировалось. "Ожидания были сильно завышены во время интернет-бума, - сказала Reuters Хелен Фрэйзер, управляющий директор британского издательства Penguin. - Однако незначительный спрос на электронные издания все-таки есть. Возможно, он будет расти вместе с появлением различных устройств для чтения подобных книг. Продажи растут месяц от месяца". Она также сообщила, что на 40 тыс. печатных книг издательства приходится 4 тыс. аудиокниг и 400 электронных. В битве за наиболее удобный формат для чтения книг с экранов миниатюрных компьютеров конкурирующие стороны совсем забыли о потребителе. "Идет война форматов. Они конкурируют, но они несовместимы. Это рождает сопротивление", - сказал Reuters Дэвид Стейнберг, президент департамента корпоративной стратегии американской HarperCollins. Он также добавил, что, хотя электронные книги и не являются значительным сегментом на рынке печатной продукции, спрос на электронную продукцию HarperCollins ежегодно растет на 30%, особенно в свете того, что компания решила "отцифровать" бессмертные творения Агаты Кристи. Однако точку в любовной истории между читателем и обычной книгой ставить пока рано, ибо, по словам Криса Барнарда, аналитика из консультационной компании IDC, "проблема состоит в том, что электронные книги противопоставляются давно отлаженной технологии, а именно - книгопечатанию. А большинство людей вполне довольны именно этой технологией". |